Миллиардер Алишер Усманов, входящий в топ-10 богатейших людей России с состоянием в $12,5 млрд, получил новый источник дохода с помощью государства. Глава правительства Дмитрий Медведев назначил принадлежащий Усманову Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) единым для РФ оператором цифровой маркировки всех товаров.
Компания, в которой структурам миллиардера принадлежит 50%, а оставшуюся половину делят госкорпорация «Ростех» и управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий, создает общероссийскую информационную систему оборота товаров на основе государственно-частного партнерства, а с марта 2019 г. взяла на себя функции, которые до этого исполняла Федеральная налоговая служба.
ЦРПТ уже занимается маркировкой меховых изделий и сигарет. С 1 июля в обязательный перечень добавят обувь, до конца года в него попадут также духи и туалетная вода, шины, покрышки, белье, фотокамеры и различные предметы одежды.
К 2024 г. маркировку планируют распространить на все российские товары. ЦРПТ будет получать с каждой единицы маркируемого товара 50 коп. без учета НДС. Согласно проекту соглашения ГЧП, в первые 7 лет ЦРПТ сможет получить прибыль в размере 1,5 млрд руб. и выйти на окупаемость за это время при доходности в 16%. Участники должны будут наносить метки на упаковки и передавать в единую систему сведения о цене товара и его движении по цепочке вплоть до продажи. Инвестиции ЦРПТ в проект оцениваются в 205 млрд руб. за 15 лет.
К чему приведет новый «налог»? «Регион не может равняться на центральные территории страны, мы слишком далеко, и здесь нужны особые условия для развития предпринимательства, — приводятся слова бизнеса в сообщении пресс-службы администрации края. — Мы это проходили, когда вводили ЕГАИС, онлайн-кассы. Некоторым предпринимателям удалось перепрограммировать кассы, а кому-то пришлось менять, потому что их не предупредили, что через год будет вводиться маркировка табачных изделий и что там потребуются определенные сканеры».
Из сообщения следует, что бизнес не знает требования к оборудованию маркировки обуви, которая вводится 1 июля. С декабря под новый налог попадут духи, парфюмерная продукция, белье, постельное белье и бытовой текстиль, шины, электробытовые приборы. «Предприниматели, которые сегодня везут все это из Китая, будут вынуждены закупать товар в европейской части. Значительное количество субъектов МСП в ДФО не сможет себе этого позволить», — подчеркивалось в релизе.
С маркировкой товаров предпринимателям необходимо будет отказаться от приема немаркированной продукции, настроить оборудование, обучить сотрудников работать с накладными УПД (универсальный передаточный документ), принимать товар полностью и с расхождением. Все действия с товаром теперь требуется производить в системе маркировки. Нужно будет приобрести 2D-сканер и подключиться к ОФД (оператор фискальных данных).
Очень важно, что изменится процесс работы кассира. Теперь нужно будет сканировать два штрихкода: обычный товарный и код маркировки. Однако при общем падении покупательского спроса дополнительные нагрузки на бизнес в виде обязательной маркировки определенных групп товаров ухудшат положение предпринимателей по некоторым направлениям.
По мнению бизнеса, для Дальнего Востока складывается ситуация, аналогичная той, когда был по сути уничтожен местный автомобильный бизнес. Но экономика тогда была в другом состоянии, и люди, которые ушли из автобизнеса, наработав там какой-то капитал, смогли открыть новые бизнесы.
Людмила Тыщенко, председатель Клуба деловых людей: «Появится необходимость в поисках дополнительных ресурсов, как финансовых, так и рабочих. Персонал необходимо будет переучивать, систему работы — перенастраивать. Кроме того, усилившийся контроль приведет к дополнительным проверкам и штрафам. Все это в комплексе, безусловно, отразится на конечных ценах для потребителя. И это — момент негативный.
Но, с другой стороны, необходимость жесткой борьбы с нелегальной продукцией давно назрела. В этой связи маркировка и проведение товара через онлайн-кассу поспособствует уходу с рынка компаний, строящих бизнес на суррогате. Проверяющие органы получат дополнительную возможность отследить ход товара, начиная от его производства и заканчивая продажей. И, возможно, с этой точки зрения «цель оправдывает средства».
Сергей Митрофанов, первый вице-президент ГК «В-Лазер»: «Введение обязательной маркировки на товары — это попытка зарегулировать практически все сегменты российского рынка. Позиция власти о том, что они создают условия для якобы искоренения суррогатной продукции, — по меньшей мере странная. Если предпринимателю плевать на свою репутацию, он найдет способ привезти и реализовать некачественный товар, и никакие маркировки его не остановят. Как ни ужесточай правила, теневой рынок никуда не денется. Нагрузка увеличится лишь на тех, кто работает легально, по закону.
Например, борьба с распространением наркотических средств в России идет уже много лет. А воз и ныне там. Тот, кто захочет, найдет способ влезть в этот криминал. На мой взгляд, все эти нововведения ни на что, кроме как на раздувание бюрократического аппарата и создание очередных проблем честному бизнесу, не направлены. Появятся новые рабочие места для «своих», усилятся проверки предпринимателей, увеличится сбор штрафов, но к полномасштабной легализации российского рынка все эти маркировки не приведут».
Виталий Дубовой, совладелец компании «Домотехника»: «Создается определенная площадка для захода и монополизации всех дальневосточных рынков федеральными сетями. Товар, который реализуется на просторах ДФО, отследить часто просто невозможно. Когда же у нас обоснуются крупные федеральные компании, со схемами продаж по поводу их прозрачности вопросов не возникнет. Это первое. Второе — федералы обеспечат устойчивый налоговый поток в госбюджет. Как говорится, ни за кем бегать не придется, чего не скажешь о некоторых местных предпринимателях. Одним словом, мы наблюдаем политику выдавливания местного бизнеса. В том числе речь идет и о сливании и поглощении слабых более сильными игроками».
КОММЕНТАРИЙ
Надежда Ткаченко, генеральный директор ООО «Минерал-1» (сеть ювелирных магазинов «Золотой ажур»): «Маркировка может стать плотным заслоном в борьбе с контрафактной продукцией. Вспомним, с чего все начиналось и какие последствия имело. Сначала ввели сертификацию на алкоголь, что привело к усилению легализации рынка алкогольной продукции. В итоге отравлений «паленкой» стало намного меньше. Последовавшая за этим сертификация табачной продукции привела к удорожанию сигарет. Как следствие, люди стали меньше курить. Для заядлых же курильщиков нововведение тоже пошло на пользу — подпольное производство табачной продукции существенно снизилось. Далее. Введение сертификации меховых изделий привело к тому, что контрабандная продукция, ввозимая из Китая, Турции и других стран, из российских и в частности дальневосточных магазинов практически исчезла. Конечно, цена на шубы, поступающие в продажу с сертифицированных заводов-производителей, подросла, но ведь и качество изделий теперь на гораздо более высоком уровне.
В качестве живого примера приведу маркировку бриллиантов. Вот уже около пяти лет эти драгоценные камни строго сертифицируются от одного карата и выше. На каждом изделии специальным лазером наносится номер и логотип завода-производителя. Данные меры были приняты с целью борьбы с так называемыми кровавыми алмазами из Африки, которые ранее поступали на «бриллиантовый» рынок в колоссальных количествах и приносили только негативные последствия. Хочу отметить, что маркировка ювелирных изделий ложится не на ретейл, а на самих производителей. Все это в комплексе усложнит работу только тех компаний, которые закупают ювелирные украшения за границей. Организации, ориентированные на российские ювелирные заводы, производящие качественную продукцию (в том числе и наша компания), особых проблем не испытывают. Безусловно, маркировка приведет к удорожанию продукции, особенно в условиях, когда покупательский спрос находится на низком уровне. Но, с другой стороны, пострадает нелегальный бизнес. Конкурировать станет проще, а в итоге выиграет покупатель, так как получит возможность приобретать легальную российскую продукцию. Нашей стране давно пора развивать свое собственное производство качественного товара — и это касается всех сегментов рынка».