Председатель Рыбного союза Александр Панов считает, что нет необходимости вводить биржевую торговлю рыбой, а цены на рынке можно формировать и по другому. Об этом он заявил на пресс-конференции.
Панов отметил, что «рыба – это точно не нефть или газ, это гораздо более разнообразная продукция даже в сырьевом эквиваленте». Но если все-таки придется торговать рыбой на бирже, то тогда хотя бы должна быть альтернатива выбора площадки.
«Продвигается идея – государству нужны ценовые индикаторы на сырьевые продукты, поэтому необходимо завести на биржу и рыбу. Но отраслевое сообщество не очень понимает, почему в эпоху всеобъемлющей цифровизации нельзя получить ценовые индикаторы другим способом. У нас есть ФНС, которая видит абсолютно все сделки, и уровень ее работы настолько высок, что, на мой взгляд, данные, которые могла бы предоставлять ФНС в качестве индикаторов, абсолютно релевантны и корректны. У нас давно искоренены недобросовестные истории при экспорте и импорте, все цены также корректны и релевантны. И почему бы не брать в качестве индикаторов данные ФТС, тоже не совсем понятно», – отметил Александр Панов.
Главное препятствие выхода на биржу председатель союза видит в проценте, который площадка будет брать со сделок. Панин сообщил, что в настоящее время вопросы, связанные с организацией биржевой торговли рыбой, активно обсуждаются на площадке ФАС между бизнесом и биржами. Помимо Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), к этому подключаются и другие биржевые площадки.
«Надеемся, что даже если биржевая торговля будет в каком-то обязательном варианте, то, соответственно, мы будем иметь хотя бы возможность выбора биржи, а не безальтернативно – только СПбМТСБ. Это даст конкурентную среду. И надеемся также, что это будет не более 10-15% от вылова, а не глобальная цифра», – заявил председатель Рыбного союза.
Летом текущего года Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) предложила ФАС обязать участников рыбного рынка передавать ей сведения о внебиржевых сделках по продаже рыбы, как это делают в отношении нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, пшеницы и прочего. СПбМТСБ предложила включить в перечень семь рыбных позиций: минтай, треску, лососевых, сельдь, пикшу, скумбрию и камбалу.
На основе данных о внебиржевых сделках СПбМТСБ хочет сформировать индикатор рыночной цены рыбы, что якобы будет способствовать более прозрачному ценообразованию на продукцию и предотвращению спекуляции. На рынке рыбной продукции сейчас нет репрезентативного индикатора рыночной цены, считает начальник управления развития новых товарных рынков СПбМТСБ Лариса Вовкивская. Существующие же мониторинги «Нацрыбресурса» на основе данных «Росстата», «РК-Профи» и Globefish отражают лишь цену предложения, а не стоимость реальных сделок.
Другой аргумент СПбМТСБ в пользу реализации своего предложения – возможность на основе сведений о ценах и индикаторов создать новые производные финансовые инструменты. Назвать эти инструменты на бирже, впрочем, не смогли.
Напомним, что организовать полноценную рыбную биржу пытаются уже почти 10 лет. Но что-то идет не так.