Принцип лизинга достаточно прост. Лизинговая компания приобретает оборудование у определенного продавца и передает его клиенту в пользование на длительный срок за определенное вознаграждение. В течение срока договора лизингополучатель выплачивает стоимость оборудования и предмет лизинга переходит в его собственность. Т.е. лизинг — это уникальный финансовый инструмент, сочетающий в себе характеристики аренды и кредита, но при этом имеющий преимущества, свойственные только этому виду инвестиционной деятельности, а именно:
— лизинг — это законная возможность снизить вашу налогооблагаемую базу. Платежи по лизинговому договору в полном объеме относятся на себестоимость, что снижает налог на прибыль;
— за счет ускоренной амортизации общий объем уплаты налога на имущество сокращается в три раза;
— по окончании срока лизинга, получив в собственность предмет лизинга, как правило, по нулевой балансовой стоимости, вам больше не придется платить на этот предмет лизинга налог на имущество, т.к. база для расчета этого налога будет к тому времени равняться нулю;
— сумма НДС по договору лизинга в полном объеме ставится к зачету;
— в отличие от ситуации с банковским кредитом при лизинговой сделке залог не требуется;
— длительная рассрочка существенно снижает размеры платежей и позволяет предприятию рационально управлять своими активами. Согласно исследованиям лизингового рынка РФ среди текущих и заключенных лизинговых сделок преобладают договоры сроком от 3 до 5 лет и более 5 лет — ни один другой инструмент в России, кроме лизинга, не может обеспечить предоставление финансирования на такой срок.
Эффективность лизинга не вызывает сомнений: по материалам журнала «Эксперт», объем лизинговых сделок в России за прошлый год увеличился на 76%, объем кредитов, полученных предприятиями — на 43,6%, а объемы инвестиций, привлеченных через размещение облигаций — на 47,9%. В Приморском крае в последнее время начал стремительно повышаться спрос на лизинговые услуги. По данным компании «ДельтаЛиз-Дальний Восток» за 2003 г., портфель лизинговых сделок в компании увеличился в два раза.
С чем же связан такой рост активности? По мнению маркетологов, предприниматели «распробовали» этот финансовый инструмент. Ведь на отечественном рынке основным препятствием для развития бизнеса выступает изношенность основных фондов, обновление которых пока незначительно опережает «выбывание». А возможности банков по кредитованию ограничены, и каждый, кто обращался за кредитом, знает, насколько это трудоемкая и долгая процедура, при том, что сроки, как правило, ограничены 18 месяцами. Развитие лизинга в таких условиях закономерно.
До 2003 г. конкуренции на рынке не существовало в принципе. Сейчас ситуация меняется, на рынок приходят новые игроки. Спрос порождает предложение, эта истина всем известна. На сегодняшний день в Приморском крае реально работают несколько лизинговых компаний. Их можно разделить на два типа: лизинговые компании, созданные при банках, и независимые лизинговые компании. Наиболее известные и старейшие компании — это компания «Яков Семенов», созданная при банке «Приморье», Дальневосточная лизинговая компания, функционирующая на базе Дальневосточного банка, и ЗАО «ДельтаЛиз-Дальний Восток» — независимая лизинговая компания, учрежденная в 1999 г. Инвестиционным фондом США-Россия. Последняя, по мнению большинства, является ведущим предприятием на рынке лизингового финансирования.
Вместе с тем за 2003 г. произошли некоторые изменения, на рынке появляются новые лизинговые компания. Так, например, с 2003 г. в Приморье работает филиал Универсального лизингового холдинга, в Находке также с прошлого года осуществляет деятельность компания «СЛК-авто» — представительство Сибирской лизинговой компании, специализирующееся на лизинге автотранспорта.
Постепенное изменение структуры рынка лизинговых услуг позволяет говорить, что конкуренция и впредь будет расти. В таких условиях потребитель лизинга получает несомненные преимущества, т.к. в сторону понижения идут ставки финансирования, постепенно снижается аванс и увеличиваются сроки. Лизинговые компании в свою очередь стремятся разработать новые продукты, востребованные бизнесом, но трудно осуществимые практически в связи с отсутствием четкой законодательной базы и сложностями с оформлением предмета лизинга. Это касается в первую очередь лизинга недвижимости.
Есть отличные предпосылки для развития автолизинга. Грядущее окончание строительства федеральной трассы Владивосток — Москва открывает новые возможности для предприятий, занимающихся транспортными услугами. Постепенно повышается спрос на автотранспорт, в частности на грузовой, а также на легковые автомобили и джипы представительского класса. Благодаря лизингу есть возможность купить, например, новый автомобиль Toyota Land Cruiser за 25% стоимости и в течение последующего срока равномерными платежами погашать его стоимость.
Вместе с тем далеко не каждый предприниматель нашего края обладает информацией касательно лизинга. Это является причиной, тормозящей развитие лизинговых услуг. Согласно исследованию, проведенному маркетинговым агентством «Маркус», «рост лизингового финансирования в Приморском крае сдерживается в основном по причине сравнительной новизны лизинга как финансового инструмента и явления на российском рынке и, как следствие, недостаточной информированности потенциальных потребителей о лизинге и его преимуществах. Другими словами, лизинг как финансовый инструмент еще не занял должное положение в умах потребителей. Как правило, отношение большинства потребителей можно выразить следующими словами: «Я знаю, что такое лизинг. Но я не знаю, как и зачем мне воспользоваться лизингом».