2019-05-22T06:36:22+10:00 2019-05-22T06:36:22+10:00

Россия на пороге топливного кризиса: цены на бензин готовы взлететь

С 15 апреля по 15 мая на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин марки REGULAR (АИ-92) подорожал на 23%, до 49 079 руб. за тонну, или 36,6 руб. за литр. PREMIUM (АИ-95) прибавил 18,5% и стоил 50 608 руб. за тонну, или 38,2 руб. за литр. Резкий скачок был зафиксирован на торгах в среду, 15 мая: за день котировки разом взлетели на 5-6%.

Вслед за биржевыми пошли вверх цены на оптовом рынке. По данным центра «Кортес», с 14 по 18 мая  бензин «Регуляр-92» подорожал на 1,959 тыс. руб. - до 53 594 руб. за тонну; «Премиум-9» - на 1,884 руб., до 53911 руб. за тонну. На мелкооптовом рынке 92-й бензин вырос в цене на 3,7% за неделю (54148 руб. за тонну), 95-й - на 3,6% (55181 руб. за тонну).

Возобновился резкий рост цен на авиакеросин, из-за которого прошлый год перевозчики закончили с суммарным убытком в 70 млрд руб., рекордным в истории. За неделю с 14 по 18 мая биржевые цены выросли на 401 руб., до 44496 руб. за тонну, оптовые - на 875 руб., до 44045 руб. Средняя цена в аэропортах подскочила на 751 руб., до 53243 руб. за тонну.

Оптовые и биржевые цены потянули за собой ценники на АЗС, отмечает «Кортес»: с 14 по 18 мая в рознице АИ-92 стал дороже на 63 коп. и стоил в среднем 40 руб. за литр. На столько же подорожал АИ-95 - до 42,81 руб. за литр.

Ситуация на топливном рынке возвращается к прошлогодней, когда в результате повышения акцизов и налогового маневра цены взлетели до рекордов, а правительству пришлось переключиться на прямое госрегулирование, предупредил во вторник Российский топливный союз. «За последнее время биржевые, а вслед за ними и мелкооптовые цены на моторное топливо бьют рекорды по темпам роста», - говорится в письме РТС, направленном курирующему ТЭК вице-премьеру Дмитрию Козаку.

Почти весь 2018 г. в убытке находилась топливная розница, а в 2019-м ситуация в этом звене несколько улучшилась, за исключением регионов Дальнего Востока, где положение розницы было таким же тяжелым, как и у нефтепереработки, говорится, в свою очередь, в сообщении Независимого топливного союза. В целом нефтепереработка, сохранявшая приемлемую рентабельность в прошлом году, в 2019 г. оказалась в кризисном состоянии. Разрыв между реальной внутренней ценой и нетбэком (убыточность внутренних поставок) достиг максимального значения в апреле 2019 г.: по бензину — 23948 руб. за тонну, по дизельному топливу — 9259 руб. за тонну. И если нефтепереработка крупных нефтяных компаний еще как-то сводит концы с концами за счет других центров прибыли и частичного возврата обратного акциза на нефть, то независимые НПЗ фиксируют одни убытки. «В условиях неработающего демпфера рост оптовых, а в конечном счете и розничных цен на моторные топлива неизбежен, если не принять срочных мер», - пишут в НТС.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ