АВТОР: Илья ВАРЛАМОВ, блогер, общественный деятель (опубликовано в блоге: https://varlamov.ru/3457038.html).
Нам кажется, что это было совсем недавно и что позднее советское наследие не обладает никакой ценностью. Многие здания пришли в упадок, за ними не ухаживали должным образом, выглядят они уныло и неряшливо. Поэтому буднично проходит «евроремонт» и уничтожение советской архитектуры 70–80–х гг. «Чего там защищать?» — думаете вы.
И это большая ошибка. Потому что очень скоро мы оглянуться не успеем, а ничего не останется. Попробуйте сегодня найти в городе советские вывески или указатели. Ничего нет! Хотя еще недавно они были на каждом доме. Каждой эпохе свойственны свои герои, стили и традиции. Что-то может не нравиться, а что-то — вызывать восторг. Например, я очень люблю советский авангард, а вот сталинский неоклассицизм считаю скучным и вторичным. Но большинство со мной не согласится.
Красота города как раз в его сложной многогранности. Когда каждое поколение оставляет свой след. Некоторые следы могут казаться нам ошибочными, но без них не сложится весь путь. Именно поэтому я с грустью смотрю, как уничтожают советское наследие. Как во Владивостоке.
С появлением пионерской организации в первые годы советской власти по всей стране стали появляться и связанные с ней дома и дворцы пионеров, в которых размещались детские кружки. Миллионы советских мальчиков и девочек занимались здесь внеклассным образованием, творчеством и спортом. После распада СССР многие дворцы пионеров сохранили свои прежние функции и стали называться учреждениями дополнительного образования детей — что, в сущности, то же самое.
Почти 30 лет уже нет ни марксизма-ленинизма, ни пионеров, ни комсомольцев. А дворцы пионеров стоят, и в них по-прежнему занимаются дети. Но здания потеряли былой лоск, за ними часто не следят, и однажды то тут, то там начинают говорить о реставрации очередного такого дома.
Первый Дом пионеров появился во Владивостоке еще в 1939 г., а в 1980–м был построен новый комплекс, в котором образовательное учреждение находится до сих пор. Пять корпусов нового дворца спроектировал его испанский архитектор Антонио Михе, построены здания в стиле советского модернизма. Внутри и снаружи дворец украшали городские художники-монументалисты. Интерьер украсили подвесной парусник и инкрустированный мозаикой планетарий, на фасаде — рельефы и часы, а перед главным входом появился мозаичный фонтан.
Одновременно с Дворцом пионеров во Владивостоке возводились и другие здания в том же архитектурном стиле. Но многие из них сейчас снесены или прошли через ужасы «евроремонта»: «обновленный» цирк закрыли сайдингом, к Дому быта пристроили стекляшку. Та же участь теперь ждет и последнего чистого представителя советского модернизма в городе — Дворец пионеров. После ремонта в нем от архитектурного наследия модернистского Владивостока останутся только фотографии.
И разрушение уже началось — осенью, «ввиду отсутствия экономической целесообразности по его ремонту», был снесен фонтан перед главным корпусом. По словам представителей администрации Владивостока, восстановление фонтана невозможно в том числе потому, что смальта, которой выложена его мозаика, больше не производится. Странно, но в Москве это же не помешало отреставрировать фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ. А тем временем место фонтана у Дворца пионеров заняло вполне экономически обоснованное асфальтовое поле…
К чему же готовят комплекс? Как он будет выглядеть после ремонта? Согласно плану, уже в этом году во Дворец пионеров въедет детский технопарк «Кванториум». А вместе с ним будут переделаны и все интерьеры. И архитектурным излишествам в нем, как видно, не место.
Вот что пишут об этом проекте: «Вместо стержневых элементов атриума корпуса 1 — мозаичного бассейна и латунного парусного корабля (они демонтируются, то есть уничтожаются) — воздвигается помост, покрытый пластмассовой травой. Полы с их тонким колоритом разрушаются, заменяются совершенно чуждыми по рисунку и цвету. Белые плоскости, «держащие» пространство атриума, светлые стены окрашиваются в агрессивные цвета, зрительно «ломающие» пространство. Ограждения балконов и лестниц в атриумах и лестничных клетках, которые находятся в хорошем состоянии и не нуждаются в их замене, демонтируются. А заменяются они на стандартные «модные» прозрачные ограждения, которые полностью разрушат тектонику пространств. При этом в корпусе 3, вместе с корпусами 1 и 2 являющемся частью единой композиционной идеи интерьеров, все остается по-прежнему, включая протекающий зенитный фонарь. А в корпусе 2 в едином пространстве атриума будут сосуществовать на разных уровнях совершенно разные, противоречащие друг другу ограждения, полы и стены. При этом мозаичный купол планетария и люстра «Космос» в проекте интерьера не показаны — значит, тоже демонтируются?!»
Одно из бывших украшений интерьера Дворца пионеров — латунный парусник, висевший на цепи над атриумом, — демонтировано: в будущем Дворце пионеров ему места нет. Кстати, помимо уничтожения фонтана, проект реконструкции территории предусматривает установку на детской площадке качелей и игровых комплексов. Недавно их установили, и активисты утверждают: ради этого были повреждены и уничтожены несколько росших здесь деревьев.
Обучение детей программированию и робототехнике — это замечательно. Но если для этого необходимы пластмассовые интерьеры и разукрашенные фасады — почему бы не возвести новое здание, а не уродовать старое? Кстати, как и во многих других подобных случаях, Дворец пионеров и школьников Владивостока не является объектом культурного наследия, а на признание его таковым понадобится больше времени, чем на его ремонт.
Сегодня мы живем в смутные для архитектуры времена. Одно утешение: современная пластиковая архитектура недолговечна. И, в отличие от построек XIX или XX века, вопрос ее сохранения стоять не будет. Пластик, вентфасады, сайдинг не предполагают увековечивания. Это мусор, и вопрос тут только один — как его утилизировать.
ЗА
«У меня нет задачи что-то разрушать»
Оксана Соловьева, директор МАУ ДО «Владивостокский городской дворец детского творчества»: «Дворец детского творчества — одно из 22 учреждений дополнительного образования, подведомственных администрации Владивостока. Во дворце занимается почти 7 тыс. детей по 176 программам. При наличии средств в городском бюджете администрация выделяет деньги на текущий ремонт, но капитального ремонта здания не было с момента его постройки в 1985 г. Два из трех куполов (крыш) находятся в плачевном состоянии, в дождь вода течет через них прямо на головы детей и родителей. Есть проблемы с канализацией, вентиляционной системой и отоплением.
О мозаичном фонтане. В 2018 г. в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Владивостокского городского округа» на 2018–2022 гг. на территории учреждения был сделан капитальный ремонт. Средств хватило на замену асфальтового покрытия главной площади, тротуаров и проездов фасадной и дворовой части и другие работы. Территория дворца стала более безопасной и комфортной. В ходе работ был засыпан мозаичный фонтан, о котором так много говорилось в СМИ и социальных сетях. На момент ремонта фонтан находился в плачевном состоянии: мозаика осыпалась, бортик фонтана был разрушен, все подземные коммуникации сгнили. Фонтан изначально имел технические неисправности, так как вода из чаши стекала в подвалы дворца и затем вытекала на улицу и проезжую часть. Перед ремонтом была проведена техническая экспертиза, которая показала, что фонтан не подлежит восстановлению. Поэтому было принято решение его засыпать. Иначе нам пришлось бы все полученные 28 млн потратить только на его восстановление. Но если бы даже его отремонтировали, то содержать мы его все равно бы не смогли, поскольку нужна охрана объекта, нужно обеспечить безопасность детей, нужно платить за воду, содержать все коммуникации, консервировать на зиму, ежегодно чистить — средств на все это у нас нет.
Второй проект, благодаря которому стало возможно отремонтировать помещения дворца, — это «Кванториум», сеть лабораторий (квантумов) естественно-научного и технического направления. Такие технопарки уже есть на Сахалине, на Камчатке, а наши дети пока лишены такой возможности. Чтобы получить этот грант, мы подготовили проект, прошли конкурс, заручились финансовой поддержкой края и города. Министерство просвещения выделяет нам 73 млн рублей на мебель и оборудование, краевая администрация — 64 млн на капремонт здания. Городская администрация финансирует ежегодное обучение педагогов и их зарплату.
Все наши действия по проекту мы согласовываем с ФГАУ «Фонд новых форм развития образования». Основная задача, которую они ставят перед создателями технопарков, — дать детям возможность попасть из школы в другую среду, более яркую, более неформальную, более комфортную. Детям должно быть здесь интересно, понятно, удобно. С таким расчетом и был сделан дизайн-проект. Что касается внешних стен корпуса, то мы планируем все корпуса заново покрасить в белый цвет, согласно колористической карте нашего района города.
«Кванториум» разместится на трех этажах в корпусе 2 (с корабликом) и втором этаже нижнего корпуса, их мы будем ремонтировать. Планетарий никто трогать не будет. Останется на месте и люстра «Космос», этот купол недавно ремонтировали, и он в хорошем состоянии.
Кораблик — символ дворца — нужно реставрировать, для этого нужны финансы, мы будем их искать. Для ремонта купола его придется снять и поставить в театральный корпус (с часами). Чаша под корабликом не должна находиться в этом месте, поскольку там пожарный проход. После ремонта мы замеряем прочность крыши и поймем, можно ли кораблик вернуть на место или лучше оставить в театральном корпусе. Если чаша впишется в новый интерьер, мы ее оставим и будем искать способ подвесить кораблик обратно. Пока мы ее огородим и займемся ею в последнюю очередь.
Во дворец каждый день приходит более тысячи детей и родителей, мы отвечаем за их жизнь, здоровье, безопасность, обеспечиваем качество образовательного процесса. В существующих условиях сделать это очень сложно. Если по каким-то причинам мы не сможем открыть детский технопарк, то о ремонте здания можно забыть.
Поскольку здание не было внесено в реестр исторических памятников, специальной экспертизы и проекта для ремонта не требовалось. Архитекторы забили тревогу, когда все проекты были уже сделаны. Проект реставрации памятника архитектуры будет стоить в разы дороже. Сейчас вносить изменения в проект невозможно по 44-ФЗ.
У меня нет задачи что-то разрушать, моя задача — сделать так, чтобы детям тут было интересно и безопасно, чтобы они могли получать качественное дополнительное образование. Это здание стояло 40 лет, разрушалось, и никому до него не было никакого дела. А сейчас, когда мы нашли деньги на частичный ремонт, все заявляют, что тут ничего нельзя менять. Если у людей, которые переживают за дворец, есть возможность помочь, то пусть они нам помогут с приведением здания в порядок — мы ремонтируем один корпус, а у нас их четыре. Это была бы реальная помощь дворцу не как музею, а как образовательному учреждению».
ПРОТИВ
«Это среда, созданная для детей»
Анна Мялк, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, член Союза архитекторов России, эксперт в области государственной историко-культурной экспертизы, председатель Общественного совета при инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края: «Оригинальный, подлинный интерьер Дворца пионеров крайне важен для города. Культурная ценность архитектуры — это насущная вещь, необходимая нам в повседневной жизни, без которой развитие нашего общества неминуемо зайдет в тупик.
Весь ансамбль ДДТ является первоклассным объектом для использования в туристических целях. Наши соседи живо интересуются русской архитектурой, особенно советского периода. Этот объект демонстрирует наши достижения в архитектуре, искусстве, строительстве и в воспитании детей. Сегодня китайцам и японцам, кроме памятника В. И. Ленину, ничего не показывают. Для взаимопонимания народов очень важно видеть, что мы сделали для детей, в какой среде мы воспитаны, из чего выросли наши души. Ведь они считают нас отсталым народом, не понимающим прекрасное. Поэтому каждый объект, который выражает высокий уровень нашей культуры, нашего духовного развития, бесценен, он должен демонстрироваться и пропагандироваться, а мы демонстрируем уничтожение таких объектов.
По этой же причине сохранение Дворца пионеров чрезвычайно важно для нас самих. Это среда, созданная для детей с огромной любовью к ним. Это послание от отцов к последующим поколениям. Оно воспринимается на подсознании, в интерьерах дворца дети впитывают атмосферу прекрасного, учатся понимать гармонию, отличать организованное, стройное, закономерное, уравновешенное, жизнеутверждающее от безобразного, убогого, хаотичного, агрессивного, недостойного. Если они этому не научатся, прогрессивного развития нашего общества не стоит ждать, в том числе в инновационных областях.
Сегодня во Владивостоке у детей и молодежи отняты почти все интерьеры (их не так много в городе вообще), в которых они могли жить, видеть и ощущать достойную цивилизованного человека архитектурную среду: почти все старинные здания с замечательными интерьерами, в которых учились студенты Восточного института (ДВФУ, Пушкинская, 10), Коммерческого училища (ДВФУ, Суханова, 8), дома Синкевича (бывш. ДВФУ, Пушкинская, 33), Инженерного управления Владивостокской крепости (бывш. ДВФУ, Пушкинская, 41) и других, проданы. Что же останется детям? Дворец пионеров и школьников — это единственный объект, где специально создана соответствующая среда, настоящий дворец, где дети могут ощутить себя принцами и принцессами, на которых направлены любовь, внимание, уважение и желание сделать их будущее счастливым.
Потому что без крепкого основания, культурной базы, созданной предыдущими поколениями, без осознания человеком себя как частички великого народа, создавшего прекрасные вещи и достигшего высот совершенства, не может быть никакого дальнейшего развития».
Фрагмент планетария.
Как будет выглядеть «Кванториум».
«Кванториумы» — это технопарки для детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет. Территории, в которых дети бесплатно обучаются, возникают по проекту Минобрнауки и АСИ (Агентства стратегических инициатив). Так реализуется проект «Новая модель системы дополнительного образования детей в России». Проект, поддержанный В. В. Путиным, ставит своей целью вовлечь как можно больше учащихся в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. Федеральная сеть «Кванториумов» насчитывает больше 80 технопарков. Ожидается, что во Владивостоке будут заниматься 800 школьников.