2004-04-27T15:30:00+11:00 2004-04-27T15:30:00+11:00

Владивостокская крепость: история и современность

Если даже кому-то из жителей Владивостока не довелось побывать на бывших фортах и батареях, то уж их полускрытые временем очертания и мощные бетонные своды хотя бы издалека видел каждый. Грандиозными крепостными сооружениями восхищались многие специалисты. Цитадель Владивостока считалась практически самой неприступной морской крепостью мира. Известно, что ее орудия за всю ее более чем столетнюю историю ни разу не открывали огонь по врагу. Однако, по словам крупного военно-морского теоретика Николая Кладо, «крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом выполнит свою задачу». Эта формулировка как нельзя лучше подходит к ситуации с Владивостокской крепостью.

Кейзер-флаг над батареей

Владивосток был официально объявлен крепостью 4-го разряда 30 августа 1889 г., и в ознаменование этого события на Голдобинской мортирной батарее под гром артиллерийского салюта был поднят кейзер-флаг — стяг русских морских крепостей. Однако мероприятия по превращению Владивостока в укрепленный военный пункт начались сразу после основания города: уже в 1862 г. на шхуне «Эмма и Матильда» из Кронштадта были доставлены 70 гладкоствольных орудий. Предназначались они для нужд обороны Южно-Уссурийского края в целом, а непосредственно во Владивосток в те же годы из Приамурья был переведен взвод горной артиллериии под командованием прапорщика С.Гильдебранта. Фактически первые батареи береговой обороны на Голдобине, Эгершельде и п-ве Шкота появились в середине 70-х гг. XIX в., а к 1878 г. крепость Владивостока насчитывала уже 25 орудий различных типов.

Укреплению Владивостока и осознанию его важности как опорного пункта флота на Дальнем Востоке России способствовала довольно сложная военно-политическая обстановка в мире. Это и резко ухудшившиеся русско-турецкие отношения, попытки США и Великобритании взять под контроль район залива Петра Великого, и значительное укрепление влияния «владычицы морей» в соседнем Китае...

Первоначально, при основании военного поста в бухте Золотой Рог, ни у российского правительства, ни у флотского командования не было планов относительно создания здесь морского порта. В основу концепции освоения Россией Южно-Уссурийского края была заложена идея создания военно-морской базы Сибирской флотилии в заливах Посьет или Владимир. Важную роль сыграл перевод в 1871 г. во Владивосток военного порта из Николаевска-на-Амуре. Но, пожалуй, самым главным событием в плане развития военно-морской крепости стало прибытие в город-порт полковника П.Унтербергера, ставшего впоследствии военным губернатором Приморской области и генерал-губернатором Приамурского края, прославленным исследователем Дальнего Востока.

В 1878 г. он проинспектировал имевшиеся во Владивостоке 12 батарей, минные заграждения входов в бухты Диомид и Золотой Рог и пришел к выводу, что принятые к обороне меры «крайне недостаточны». П.Унтербергер предложил создать укрепления, обеспечивающие круговую оборону города, доставить сюда современное артиллерийское вооружение и сосредоточить в крепости достаточное количество войск с соответствующими запасами амуниции, боепитания и просто питания. Таким образом, именно Павлу Федоровичу Унтербергеру принадлежит идея и заслуга создания во Владивостоке военно-морской крепости.

Год спустя Унтербергер завершил составление детального плана обороны Владивостока, привязанного к местности, а прибывший из Хабаровки военный инженер Широков приступил к сооружению дерево-земляных укреплений. Со стороны суши строились люнеты у морского госпиталя, на высоте севернее б. Улисс и на Тюменской горе (ныне сопка Буссе, застроенная коттеджами), а также укрепления «Среднее» на Орлином гнезде и «Встречное» на Даковой горе — возвышенности, где сейчас расположен корпус мединститута. Большинство батарей и укреплений было выстроено в течение 1879 г., но они не были тогда вооружены. Постепенно линия обороны города вышла за границы ближайших окрестностей Золотого Рога. В 1880 г. были возведены батареи на м. Купера (где сейчас находится Морская академия) и севернее мыса Бурного (территория бывшего завода «Металлист») — они были предназначены для защиты побережья Амурского залива от нападения с моря. В 1885 г. была сооружена батарея Безымянная — близ нынешнего ТИНРО. Она, как и другие сооружения того времени, была земляной, но надежно укрепленной, и служила противодействием возможной высадке противника в районе Семеновского ковша. Теперь на этом месте располагается общественный клуб «Владивостокская крепость», приведший в надлежащий порядок все, что осталось от потомков.

Русский остров включен в оборону

В 1880 г. произошло весьма заметное событие в жизни города — сюда с Балтики прибыла Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Лесовского. Ее появление в российских дальневосточных водах было вызвано дальнейшим обострением отношений с Китаем и Великобританией. В Сингапуре готовилась к военным действиям английская эскадра, а в провинции Хэйлунцзян концентрировалось огромное войско императрицы Цыси. Назревал военный конфликт.

Понятно, что в такой обстановке Владивосток, где к тому времени скопились материальные ценности на сумму 10 млн руб., нуждался в защите. Поэтому на кораблях эскадры в наш город были доставлены новейшие по тем временам береговые орудия 9-ти и 11-дюймового калибра, которые были установлены на уже готовых береговых укреплениях. Осмотревшись на месте, адмирал Лесовский тут же высказал здравую мысль о включении о. Русского в сиcтему обороны Владивостока. Буквально через год на расположенном прямо напротив входа в бухту Золотой Рог узком перешейке Русского острова (поперек которого позже, в 1897 г., был прорыт канал) появилось укрепление, вооруженное береговой артиллерией.

Кроме того, в дополнение к уже расквартированному в городе пехотному линейному батальону была сформирована саперная рота и рота крепостной артиллерии. На протяжении 80-х гг. XIX в. на подступах к Владивостоку продолжалось интенсивное оборонительное строительство, а вся гладкоствольная артиллерия была заменена на нарезную. К 1888 году — после постройки Новосильцевской и Ларионовской батарей на острове Русском и еще двух на полуострове Назимова — береговая оборона Владивостока была вынесена на линию Скрыплевского рейда.

По высочайшему повелению

Полковник К.Чернокнижников, в то время начальник инженерной дистанции, первым обратил внимание на особую важность в оборонной тактике высот долины Седанки, а также горы Русских (на о. Русском). С начала 90-х гг. разрабатывается план усиления сухопутной обороны Владивостока, который включал сооружение пяти временных укреплений на высотах к югу от Первой Речки. В рамках этой программы и был прорыт уже упоминавшийся канал из пролива Босфора в б. Новик — для удобства маневрирования кораблей в условиях возможной тесной блокады. Предполагалось также возвести непрерывную линию ограждения вокруг батарей Голдобина, а в дальнейшем построить в этом месте мощную цитадель — центр обороны всей крепости. На горе Русских и на высотах в районе Седанки было предусмотрено сооружение трех фортов и еще одного на сопке к северу от Первой Речки. Этот момент можно считать переломным в истории крепости — до 1895 г. во Владивостоке возводились только горные и береговые батареи, а с указанного периода начинается строительство системы изолированных укреплений-фортов. Именно поэтому Владивосток является уникальной морской крепостью с двумя независимыми оборонительными системами разных лет постройки — конца XIX в. и кануна Первой мировой войны.

Не дожидаясь окончательного утверждения проекта, полковник Чернокнижников начал реализацию своих планов на практике. В это время обстановка на Дальнем Востоке резко обострилась из-за Японо-китайской войны 1894-1895 гг. Были приведены в боевую готовность российские войска в Восточной Сибири и Приамурье, а во Владивостоке провели мобилизацию и учения. Итог последних был неутешителен — был сделан вывод о непригодности существовавших оборонительных сооружений для отражения атаки с суши.

Все недостатки были подробно изложены командующим Приамурским военным округом генерал-лейтенантом Духовским в его служебной «Записке о современном состоянии и нуждах Владивостокской крепости», поданной в военное ведомство. Делу дали ход, с ним даже познакомили царя. В результате на высочайшем уровне было решено выделить необходимые финансы и разработать полный проект долговременного обвода для Владивостока в целом. Такой проект был утвержден в 1896 г., после чего темпы фортификационных работ резко возросли.

Необходимо отметить, что после заключения в апреле 1895 г. Симоносекского договора Японии пришлось отказаться от своих притязаний на Ляодунский п-в, на котором был расположен Порт-Артур. Договор с Китаем 1896 г. разрешал России строительство на территории Маньчжурии КВЖД. В 1898 г. царское правительство добивается от Китая аренды сроком на 25 лет южной части Ляодунского п-ва с Порт-Артуром и близлежащими островами. Порт-Артур, занимающий выгодное стратегическое положение, становится военно-морской базой российской Тихоокеанской эскадры. Теперь, когда у России появилась база в Порт-Артуре, финансы для Владивостока были задержаны, и даже обсуждалась идея об упразднении здесь крепости. Тем не менее строительство крепостных сооружений во Владивостоке продолжалось: три северных форта постепенно приобрели надлежащий вид, старые береговые батареи одевались в бетон, было построено несколько казарменных городков и проложена центральная военная дорога — закрытый от обстрелов с обеих заливов выезд из Владивостока. Она, кстати, сохранилась до сих пор.

Однако в январе 1899 г. по «экономическим соображениям» строительство передовых фортов было остановлено личным распоряжением военного министра генерал-лейтенанта А.Куропаткина. Он повелел возводить долговременный обвод крепости на дистанции всего лишь трех-пяти километров от б. Золотой Рог, что не защищало порт от возможного обстрела с суши. Местные инженеры постоянно указывали на нелогичность этого решения, но из столицы было, понятно, виднее...

В 1899 г. для составления нового плана укреплений во Владивосток был направлен известный военный инженер полковник К.Величко, профессор Николаевской инженерной академии. В том же году он провел работы по проектированию крепостных сооружений Порт-Артура. Именно поэтому крепости этих двух городов так похожи друг на друга, однако укрепления нашего города совершенствовались и в дальнейшем, после русско-японской войны и падения Порт-Артура. По инициативе К.Чернокнижникова командование Владивостокской крепости приняло решение сохранить форты Северный и Северо-Восточный в качестве передовых позиций. Эта предусмотрительность, проявленная вопреки приказу военного министра, оказалась поистине прозорливостью, что особенно проявилось в военном противостоянии с Японией, которое уже близилось.

В плане войны с Японией, разработанном в 1901 г., Владивосток рассматривался как пункт базирования главных сил российского флота на Тихом океане. Однако его укрепления были явно недостаточными: подступы к порту защищали 23 береговые батареи, но из 400 орудий крепостных было всего 80, а некоторые устаревшие артиллерийские системы даже не имели приборов для ведения прицельного огня. Уссурийский залив и о. Русский вовсе не имели обороны — там только начались строительные работы. С другой стороны, крепость Порт-Артура с моря прикрывали всего лишь 116 орудий, а с суши — восемь...

Такова была диспозиция к началу русско-японской войны, но о дальнейших событиях — в следующем номере.

Иван ЕГОРЧЕВ.