Кейзер-флаг над батареей
Владивосток был официально объявлен крепостью 4-го разряда 30 августа 1889 г., и в ознаменование этого события на Голдобинской мортирной батарее под гром артиллерийского салюта был поднят кейзер-флаг — стяг русских морских крепостей. Однако мероприятия по превращению Владивостока в укрепленный военный пункт начались сразу после основания города: уже в 1862 г. на шхуне «Эмма и Матильда» из Кронштадта были доставлены 70 гладкоствольных орудий. Предназначались они для нужд обороны Южно-Уссурийского края в целом, а непосредственно во Владивосток в те же годы из Приамурья был переведен взвод горной артиллериии под командованием прапорщика С.Гильдебранта. Фактически первые батареи береговой обороны на Голдобине, Эгершельде и п-ве Шкота появились в середине 70-х гг. XIX в., а к 1878 г. крепость Владивостока насчитывала уже 25 орудий различных типов.
Укреплению Владивостока и осознанию его важности как опорного пункта флота на Дальнем Востоке России способствовала довольно сложная военно-политическая обстановка в мире. Это и резко ухудшившиеся русско-турецкие отношения, попытки США и Великобритании взять под контроль район залива Петра Великого, и значительное укрепление влияния «владычицы морей» в соседнем Китае...
Первоначально, при основании военного поста в бухте Золотой Рог, ни у российского правительства, ни у флотского командования не было планов относительно создания здесь морского порта. В основу концепции освоения Россией Южно-Уссурийского края была заложена идея создания военно-морской базы Сибирской флотилии в заливах Посьет или Владимир. Важную роль сыграл перевод в 1871 г. во Владивосток военного порта из Николаевска-на-Амуре. Но, пожалуй, самым главным событием в плане развития военно-морской крепости стало прибытие в город-порт полковника П.Унтербергера, ставшего впоследствии военным губернатором Приморской области и генерал-губернатором Приамурского края, прославленным исследователем Дальнего Востока.
В 1878 г. он проинспектировал имевшиеся во Владивостоке 12 батарей, минные заграждения входов в бухты Диомид и Золотой Рог и пришел к выводу, что принятые к обороне меры «крайне недостаточны». П.Унтербергер предложил создать укрепления, обеспечивающие круговую оборону города, доставить сюда современное артиллерийское вооружение и сосредоточить в крепости достаточное количество войск с соответствующими запасами амуниции, боепитания и просто питания. Таким образом, именно Павлу Федоровичу Унтербергеру принадлежит идея и заслуга создания во Владивостоке военно-морской крепости.
Год спустя Унтербергер завершил составление детального плана обороны Владивостока, привязанного к местности, а прибывший из Хабаровки военный инженер Широков приступил к сооружению дерево-земляных укреплений. Со стороны суши строились люнеты у морского госпиталя, на высоте севернее б. Улисс и на Тюменской горе (ныне сопка Буссе, застроенная коттеджами), а также укрепления «Среднее» на Орлином гнезде и «Встречное» на Даковой горе — возвышенности, где сейчас расположен корпус мединститута. Большинство батарей и укреплений было выстроено в течение 1879 г., но они не были тогда вооружены. Постепенно линия обороны города вышла за границы ближайших окрестностей Золотого Рога. В 1880 г. были возведены батареи на м. Купера (где сейчас находится Морская академия) и севернее мыса Бурного (территория бывшего завода «Металлист») — они были предназначены для защиты побережья Амурского залива от нападения с моря. В 1885 г. была сооружена батарея Безымянная — близ нынешнего ТИНРО. Она, как и другие сооружения того времени, была земляной, но надежно укрепленной, и служила противодействием возможной высадке противника в районе Семеновского ковша. Теперь на этом месте располагается общественный клуб «Владивостокская крепость», приведший в надлежащий порядок все, что осталось от потомков.
Русский остров включен в оборону
В 1880 г. произошло весьма заметное событие в жизни города — сюда с Балтики прибыла Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Лесовского. Ее появление в российских дальневосточных водах было вызвано дальнейшим обострением отношений с Китаем и Великобританией. В Сингапуре готовилась к военным действиям английская эскадра, а в провинции Хэйлунцзян концентрировалось огромное войско императрицы Цыси. Назревал военный конфликт.
Понятно, что в такой обстановке Владивосток, где к тому времени скопились материальные ценности на сумму 10 млн руб., нуждался в защите. Поэтому на кораблях эскадры в наш город были доставлены новейшие по тем временам береговые орудия 9-ти и 11-дюймового калибра, которые были установлены на уже готовых береговых укреплениях. Осмотревшись на месте, адмирал Лесовский тут же высказал здравую мысль о включении о. Русского в сиcтему обороны Владивостока. Буквально через год на расположенном прямо напротив входа в бухту Золотой Рог узком перешейке Русского острова (поперек которого позже, в 1897 г., был прорыт канал) появилось укрепление, вооруженное береговой артиллерией.
Кроме того, в дополнение к уже расквартированному в городе пехотному линейному батальону была сформирована саперная рота и рота крепостной артиллерии. На протяжении 80-х гг. XIX в. на подступах к Владивостоку продолжалось интенсивное оборонительное строительство, а вся гладкоствольная артиллерия была заменена на нарезную. К 1888 году — после постройки Новосильцевской и Ларионовской батарей на острове Русском и еще двух на полуострове Назимова — береговая оборона Владивостока была вынесена на линию Скрыплевского рейда.
По высочайшему повелению
Полковник К.Чернокнижников, в то время начальник инженерной дистанции, первым обратил внимание на особую важность в оборонной тактике высот долины Седанки, а также горы Русских (на о. Русском). С начала 90-х гг. разрабатывается план усиления сухопутной обороны Владивостока, который включал сооружение пяти временных укреплений на высотах к югу от Первой Речки. В рамках этой программы и был прорыт уже упоминавшийся канал из пролива Босфора в б. Новик — для удобства маневрирования кораблей в условиях возможной тесной блокады. Предполагалось также возвести непрерывную линию ограждения вокруг батарей Голдобина, а в дальнейшем построить в этом месте мощную цитадель — центр обороны всей крепости. На горе Русских и на высотах в районе Седанки было предусмотрено сооружение трех фортов и еще одного на сопке к северу от Первой Речки. Этот момент можно считать переломным в истории крепости — до 1895 г. во Владивостоке возводились только горные и береговые батареи, а с указанного периода начинается строительство системы изолированных укреплений-фортов. Именно поэтому Владивосток является уникальной морской крепостью с двумя независимыми оборонительными системами разных лет постройки — конца XIX в. и кануна Первой мировой войны.
Не дожидаясь окончательного утверждения проекта, полковник Чернокнижников начал реализацию своих планов на практике. В это время обстановка на Дальнем Востоке резко обострилась из-за Японо-китайской войны 1894-1895 гг. Были приведены в боевую готовность российские войска в Восточной Сибири и Приамурье, а во Владивостоке провели мобилизацию и учения. Итог последних был неутешителен — был сделан вывод о непригодности существовавших оборонительных сооружений для отражения атаки с суши.
Все недостатки были подробно изложены командующим Приамурским военным округом генерал-лейтенантом Духовским в его служебной «Записке о современном состоянии и нуждах Владивостокской крепости», поданной в военное ведомство. Делу дали ход, с ним даже познакомили царя. В результате на высочайшем уровне было решено выделить необходимые финансы и разработать полный проект долговременного обвода для Владивостока в целом. Такой проект был утвержден в 1896 г., после чего темпы фортификационных работ резко возросли.
Необходимо отметить, что после заключения в апреле 1895 г. Симоносекского договора Японии пришлось отказаться от своих притязаний на Ляодунский п-в, на котором был расположен Порт-Артур. Договор с Китаем 1896 г. разрешал России строительство на территории Маньчжурии КВЖД. В 1898 г. царское правительство добивается от Китая аренды сроком на 25 лет южной части Ляодунского п-ва с Порт-Артуром и близлежащими островами. Порт-Артур, занимающий выгодное стратегическое положение, становится военно-морской базой российской Тихоокеанской эскадры. Теперь, когда у России появилась база в Порт-Артуре, финансы для Владивостока были задержаны, и даже обсуждалась идея об упразднении здесь крепости. Тем не менее строительство крепостных сооружений во Владивостоке продолжалось: три северных форта постепенно приобрели надлежащий вид, старые береговые батареи одевались в бетон, было построено несколько казарменных городков и проложена центральная военная дорога — закрытый от обстрелов с обеих заливов выезд из Владивостока. Она, кстати, сохранилась до сих пор.
Однако в январе 1899 г. по «экономическим соображениям» строительство передовых фортов было остановлено личным распоряжением военного министра генерал-лейтенанта А.Куропаткина. Он повелел возводить долговременный обвод крепости на дистанции всего лишь трех-пяти километров от б. Золотой Рог, что не защищало порт от возможного обстрела с суши. Местные инженеры постоянно указывали на нелогичность этого решения, но из столицы было, понятно, виднее...
В 1899 г. для составления нового плана укреплений во Владивосток был направлен известный военный инженер полковник К.Величко, профессор Николаевской инженерной академии. В том же году он провел работы по проектированию крепостных сооружений Порт-Артура. Именно поэтому крепости этих двух городов так похожи друг на друга, однако укрепления нашего города совершенствовались и в дальнейшем, после русско-японской войны и падения Порт-Артура. По инициативе К.Чернокнижникова командование Владивостокской крепости приняло решение сохранить форты Северный и Северо-Восточный в качестве передовых позиций. Эта предусмотрительность, проявленная вопреки приказу военного министра, оказалась поистине прозорливостью, что особенно проявилось в военном противостоянии с Японией, которое уже близилось.
В плане войны с Японией, разработанном в 1901 г., Владивосток рассматривался как пункт базирования главных сил российского флота на Тихом океане. Однако его укрепления были явно недостаточными: подступы к порту защищали 23 береговые батареи, но из 400 орудий крепостных было всего 80, а некоторые устаревшие артиллерийские системы даже не имели приборов для ведения прицельного огня. Уссурийский залив и о. Русский вовсе не имели обороны — там только начались строительные работы. С другой стороны, крепость Порт-Артура с моря прикрывали всего лишь 116 орудий, а с суши — восемь...
Такова была диспозиция к началу русско-японской войны, но о дальнейших событиях — в следующем номере.