С момента появления во Владивостоке эвакуаторов и штрафных стоянок в 2004 г. к их деятельности было множество претензий, причем как со стороны рядовых «клиентов», так и представителей власти (нередко на эвакуаторы попадали машины чиновников и депутатов). Кошмаром для автовладельцев стала деятельность «Автомига» и МУП «Центр автостоянок». Предприниматели самостоятельно устанавливали стоимость своих услуг, которая была в разы выше, чем средние по рынку. Если автомобиль по какой-то причине задерживался на стоянке на энное количество дней, то с хозяина запрашивали нередко двузначную сумму. Часто ТС в процессе эвакуации повреждали, причем ответственности никто не нес. Были нюансы во взаимодействии владельцев эвакуированных автомобилей и полиции. Как вчера, так и сегодня, для того чтобы оформить протокол в ГИБДД, предстоит выстоять очередь в несколько часов.
Порочная практика
Деятельность эвакуаторов явно нуждалась в упорядочивании. В 2012 г. депутаты Заксобрания Приморья приняли краевой закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств». Закон, в частности, определяет требования к специализированной стоянке. Допустим, в городском округе на ней должно быть достаточно места для размещения не менее 50 легковых автомобилей, в муниципальном районе — не менее 25. В документе указано, что реестр уполномоченных организаций, которые занимаются перемещением и/или хранением задержанных ТС, формируется департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации края. Здесь же решают, кому работать в этой сфере, а кого исключить из списка. Но, самое главное, закон определил твердый суточный тариф за хранение ТС в 400 руб. Стоимость принудительной эвакуации различается в зависимости от категории ТС: начиная от 2000 руб. для транспортных средств категорий А и В до 29 тыс. для негабаритного автомобиля.
Произведем простой арифметический подсчет, чтобы оценить масштабы финансовых потоков. С начала текущего года сотрудниками полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Владивостоку за нарушение правил остановки и стоянки привлекли к административной ответственности 6823 водителя. Было эвакуировано 8113 автомобилей, припаркованных в неустановленных местах и создававших препятствия для движения транспортного потока. За аналогичный период прошлого года привлечен к административной ответственности 8131 водитель, эвакуировано 8350 ТС. При ставке в 2000 руб. за эвакуацию только в 2019?г. на арестплощадки перетекло более 16 млн руб. И это минимум и не считая услуг хранения, которые в таком бизнесе возникают регулярно.
О неплохом заработке говорит и тот факт, что количество стоянок временного задержания во Владивостоке растет. Еще пару лет назад их было четыре, а сегодня — шесть — по адресам: Западная, 29, Кунгасный, 1а, Гульбиновича, 8/1, Адм. Горшкова, 40, Героев Варяга, 10, Гульбиновича, 29. Поговорить с владельцами этих объектов у корр. «К» не получилось: деятельность «тюрем для машин» настолько сложная, что их не застать на рабочем месте.
Надо сказать, что не далее как осенью 2018-го экс-глава Владивостока Виталий Веркеенко предлагал отменить принудительную эвакуацию автомобилей. «Ни в одной стране мира, где я бывал, не видел служб, которые колесят по центру города, перекрывают движение и начинают эвакуацию автомобилей, — заявлял Виталий Веркеенко. — Я бы видел будущее Владивостока без эвакуаторов. Дал поручение пересмотреть места работы эвакуаторов. Нужно эвакуировать машины не оттуда, откуда их удобно забрать эвакуатору, а оттуда, где машины действительно создают помеху движению».
В октябре 2018 г. почти половину из 200 знаков «Работает эвакуатор» во Владивостоке действительно убрали. Вместо чего Веркеенко предполагал размещать знаки, предупреждающие о фотовидеофиксации. В краевую администрацию экс-глава направил письмо с предложением усилить контроль над соблюдением правил остановки и стоянки транспортных средств, которая осуществляется силами КГКУ «Примгосавтонадзор» с применением мобильных комплексов фотофиксации нарушений ПДД «Паркон». Веркеенко предложил увеличить количество мобильных комплексов и маршрутов их работы. Однако вскоре глава покинул свой пост, и его решение было отменено. Как сообщили «К» в «Примгосавтонадзоре», в 2019 г. дополнительных «Парконов» приобретаться не будет. Хотя выделено 50 млн руб. на закупку 18 стационарных средств фотовидеофиксации нарушений ПДД «Рубеж», в 2020 г. их будет закуплено еще 70.
Заместитель начальника управления по работе со СМИ администрации Владивостока Марина Ивлева пояснила, что «Веркеенко подозревал эвакуаторщиков в том, что они работают не очень «чисто». Хотя полномочия, конечно, не наши. Знаки затем вновь установили. Считаю, что эвакуация в центре Владивостока реально работает. Если люди знают, что в данном месте вывозят машины (если и не каждый день, то через день), то опасаются оставлять автомобили. На Океанском проспекте эвакуировали каждый день, и теперь здесь не паркуются».
Крайняя мера
Всякая история с эвакуаторами живо напоминает о парковках, которых в краевом центре остро не хватает, притом что легальных мест для стоянки ТС на обочинах становится все меньше. О комплексном подходе к безопасности дорожного движения и двусмысленном положении автовладельцев, которые просто вынуждены нарушать закон, всякий раз напоминают общественники.
«Считаю, эвакуация автомобилей — крайняя мера, которая необходима, когда ничего больше не работает, — указывает председатель краевой организации Всероссийского общества автомобилистов Роман Кузнецов. — Мне кажется, предварительно автовладельца надо проинформировать, предупредить о том, что на данном участке нельзя оставлять машину. У нас по городу носятся эвакуационные подразделения, которые хватают автомобили, везут за угол, закрепляют и отправляют их на стоянку. А в то время, когда работали «Парконы», которые автоматически фиксировали нарушения, автовладельцы надеялись на авось, парковались где хотели. Тогда автоинспекция вернулась к эвакуаторам. Мне кажется, нужно создать условия, а потом — карать. Построить парковки, парковочные места, где это можно. Пока только разговоры о многоярусных дешевых стоянках, а количество парковочных мест по факту сокращается. Еще есть проблемы, связанные с тем, что эвакуаторы сами по себе создают помехи для движения».
Пресс-секретарь ГИБДД Владивостока Анна Рудыка отмечает: «Эвакуация ТС происходит в присутствии сотрудников автоинспекции, которые в данном случае регулируют, как располагаться эвакуатору. В некоторых случаях, действительно, эвакуатор может в процессе работы создавать помехи движению, что неизбежно. Но мы наказываем за нарушение ПДД водителей эвакуаторов так же, как и любых других, никаких привилегий у них быть не может. Таких случаев немало».
В пресс-службе инспекции сообщили, что во всех случаях выявления нарушений правил дорожного движения жители и гости Владивостока могут сообщить об этом в городское отделение Госавтоинспекции (Фонтанная, 10), написав письменное обращение, либо подать электронное обращение через официальный сайт ГИБДД (гибдд.рф). В сообщении о нарушении ПДД необходимо указать дату, время, место нарушения, приложить фото или видео нарушения, а также указать полные данные заявителя и контактный телефон.
Тем временем рынок услуг коммерческих эвакуаторов во Владивостоке такой, где предложение намного превышает спрос. «Компаний и просто частных лиц на рынке эвакуаторов работает очень много, конкуренция высока, происходит демпинг, — считает генеральный директор компании «Япония-Трейд» Алексей Нечипоренко. — 1500–1800 рублей за эвакуацию — это же совсем немного. Обслуживать эвакуаторы — дорогое удовольствие. Бензин, резина, высокий уровень износа (большинство машин 1998–2000 годов) и стоимость замены узлов и агрегатов. Больше этот бизнес интересен для частных лиц, для тех, кто работает за рулем собственного грузовика. Покупать грузовик за 1,5 млн рублей, посадить туда водителя на зарплате — для предпринимателя не интересно».
В то же время для небольшого количества компаний созданы конкурентные преимущества, считают эксперты. Во-первых, они ежедневно получают десятки недобровольных клиентов. Во-вторых, стоимость услуг — выше среднерыночных, особенно что касается суточной стоянки (400 вместо обычных 100 руб. во Владивостоке). В-третьих, какой именно эвакуатор вызвать и на какую стоянку отправить вашу машину, решает сотрудник ГИБДД. В-четвертых, несмотря на видимость прозрачности работы стоянок временного задержания (ведь прекрасно известно, сколько машин и куда именно отправляется каждый день), такая статистика полицией и департаментом транспорта и дорожного хозяйства не ведется, расчеты на штрафстоянках производятся исключительно за наличные, а стало быть, бюджеты получают минимум налогов.
Роман Кузнецов: «На добровольных началах никто бы такой эвакуацией ТС не занимался, это бизнес. Есть заинтересованная сторона и жертвы».
Первое действие, которое вам необходимо сделать, — связаться напрямую с дежурной частью ГИБДД. С мобильного телефона это можно сделать по телефону 112, прямой телефон дежурной части — 222–50–63. Ваша основная задача на этом этапе — выяснить, подвергся ли ваш автомобиль эвакуации или его угнали.
Информация обо всех эвакуированных автомобилях централизованно стекается именно в «дежурку», поэтому в случае задержания авто и доставления его на спецстоянку вам об этом сообщат. Если автомобиль эвакуирован, то уточняйте, на какую стоянку отправлен автомобиль. Запаситесь ручкой и листком бумаги, чтобы записать все данные. В кодексе говорится, что решение о том, возвращать вам автомобиль или нет, должен принять только инспектор ГИБДД. Поэтому следующий этап — общение с должностными лицами отдела автоинспекции, инспектор которого составил протокол и вызвал эвакуатор.
Для общения с инспектором вам понадобятся:
* водительское удостоверение;
* свидетельство о регистрации транспортного средства;
* полис ОСАГО.
Нередко свидетельство о регистрации вместе с правами лежит в портмоне, а полис ОСАГО — в бардачке автомобиля. Если это ваш случай, то отправляемся на штрафстоянку, настойчиво просим сотрудника распломбировать автомобиль для того, чтобы забрать документы, а после снова опломбировать его. С документами направляемся в отдел ГИБДД и получаем копию протокола об административном нарушении или копию протокола о задержании ТС.
Проконтролируйте, чтобы инспектор поставил на документе отметку об устранении нарушения. Именно она будет являться основанием для возврата авто. Автомобиль вам обязаны вернуть, как только вы предоставили документы на машину, права и документ об устранении причины задержания. Поэтому отправляемся на штрафстоянку, предъявляем сотруднику свидетельство о регистрации, водительское удостоверение, доверенность (если автомобиль не ваш) и копию протокола с отметкой об устранении нарушения.
Срок оплаты штрафа — не позднее 60 дней после составления протокола, в этот же срок надо оплатить услуги эвакуатора и хранения ТС. Штраф по статье 12.19 КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» составляет от 500 до 5000 рублей — в зависимости от того, где противоправно стояла машина. Самая жесткая санкция предусмотрена за парковку на месте, отведенном для стоянки машин инвалидов.
Не стоит забывать, что, согласно ст. 27.13 КоАП, если владелец успел появиться до того, как эвакуатор с прикрепленной машиной начал движение, автомобиль должны вернуть сразу же.