Как бизнес во Владивостоке страдает от наводнений

«Неужели ничего нельзя сделать?»
фото KONKURENT |  Как бизнес во Владивостоке страдает от наводнений
фото KONKURENT

Наводнение, случившееся в августе, синоптики уже назвали самым сильным за всю историю наблюдений. С синоптиками как никогда согласны местные жители: такого «ада» они не припомнят. Даже статистика наблюдений за погодой и та впечатляет: в августе выпало в среднем 1,8–2,6 месячной нормы осадков, местами на северо-востоке и северо-западе края — более трех месячных норм. Во Владивостоке и пригороде выпало более трех месячных норм… По количеству дождя месяц оказался уникальным: за весь ряд наблюдений столько дождя (522 миллиметра) не отмечалось ни разу.

Ущерб — на миллионы. На традиционный вопрос, кто виноват, однозначного ответа нет: одни винят глобальные изменения климата, другие, как водится, указывают на нерасторопность властей…

Владивосток далеко не уникален в безобразном отношении к развитию своей системы ливневой канализации. Эта беда затронула подавляющее большинство российских городов. Но для столицы ДФО это особенно болезненно, потому что накладывается на ее климатические особенности. Ежегодно на город выпадает около 500 млн тонн осадков. Причем происходит это крайне неравномерно, а поэтому иногда улицы становятся непроходимыми бурлящими потоками, в которых тонут машины. И это происходит по той причине, что нет ливневой канализации, или она есть, но не справляется со своими «обязанностями».

Реализация программы «Восстановление системы ливневой канализации на территории Владивостокского городского округа» началась в 2011 г. с инвентаризации и паспортизации сетей с внесением их в реестр муниципального имущества. По подсчетам специалистов, сегодня во Владивостоке насчитывается около 300 км сетей системы водоотведения.

За 2011–2013 гг. в городе было прочищено, промыто и обследовано около 35 км. С 2014 г., если верить отчетам чиновников мэрии, проводились аварийно-восстановительные, текущие и капитальные работы. Тем не менее в прошлом году выяснилось, что около 60% сетей требуют реконструкции и ремонта.

В результате мест, которые регулярно затапливаются, во Владивостоке немало. Спортивная и окрестности, Вторая Речка, Снеговая и т. д. Не обязательно они расположены в низине. На ул. Днепровской вода, самотеком стекающая по склону сопки, исправно размывает стены домов, расположенные «ниже по течению», и затапливает подъезды. Отсюда, в частности, извечная проблема Владивостока — отключение электричества в дожди (заливает оборудование).

В советские времена разрушения, приносимые стихией, покрывало государство — ему принадлежали жилой фонд и хозяйствующие субъекты. Сегодня страдают не только городское хозяйство, но и сотни, если не тысячи, коммерческих предприятий. Между тем практики, по которой бы предпринимателям компенсировались убытки за затопленные объекты, разрушенные подпорные стенки и т. д., нет.

Принципиально ущерб от отсутствия системы ливневки имеет три аспекта. Во-первых, разрушается городской ландшафт. Во-вторых, идет загрязнение морских акваторий. И, в?третьих, происходит разрушение дорог и элементов благоустройства. Причем последнее — это не самый большой ущерб, хотя наиболее заметный и ощутимый.

Почему мэры Владивостока меняются, а потоки воды продолжают бесконтрольно течь по улицам — как и десятилетия назад? Проектные решения создания ливневой канализации не являются чем-то особенным, они были предусмотрены и в предыдущем генплане Владивостока. В частности, зонирование территории материковой части городского округа на 9 бассейнов канализования: бассейны реки Объяснения, Первой речки, Ишимки, Второй речки, Пионерской, Черной речки, Богатой, Песчанки, районы бухт Горностай и Кетовая. Общая стоимость ливневой канализации в материалах генплана тогда составляла 17 млрд руб. Так что текущая сумма восстановления ливневки в 1,5 млрд не должна никого пугать.

Но пугает. На данную тему не очень хотят разговаривать как власть предержащие (часть наших спикеров-депутатов попросила на них не ссылаться), так и пострадавшие. К примеру, в администрациях рынка на Спортивной и расположенных на улице Фадеева торговых центров заявили, что беседовать по поводу потопа, который перенесли в августе, «не уполномочены».

«Нужна комплексная схема, как расположена ливневая канализация, отсюда станет понятно про 1,5 миллиарда, — отметил один из депутатов Законодательного собрания. — Не думаю, что сумма потребуется одномоментно. Топит Спортивную, Борисенко, Калинина, «Динамо». Возьмите данные участки, приведите в порядок в первую очередь. Предприятия тонут. Где поддержка малого бизнеса?»

«Возмущает больше всего, что прошло две недели после ливней, а ничего практически администрацией города не делалось по устранению последствий тайфунов, — отметил один из депутатов Думы Владивостока. — Вопрос этот социальный и касается всех жителей. Что касается ливневой канализации: нужно объединять усилия разных комитетов гордумы. Требуется комплекс обоснований, чтобы добиться адекватного финансирования. Обращения, обращения, обращения — так в свое время удалось добиться поднятия зарплаты учителям. Судя по всему, край нам готов помогать. Но сейчас горадминистрация не особенно стремится получить дополнительное софинансирование из краевого бюджета. Почему? Да потому, что боятся, что если эти средства не освоят, то жестко спросят сверху. На фоне других муниципальных образований, где восстанавливаются дороги, мосты, т. д., движение к прогрессу, хотя и медленное, но заметное, во Владивостоке все сложнее — работы не видно. Подрядные организации, которые выиграли конкурсы, выполняют свои обязательства просто ужасно».

Предприниматели тоже склонны обвинять мэрию и коммунальные службы в бездействии на фоне стихийных бедствий. Притом, как отметил «К» депутат краевой столицы, «ущерб бизнесу никто возмещать не будет, да и правды по поводу его размера не скажет».

Впрочем, один из предпринимателей считает, что к форс-мажорным обстоятельствам тоже можно приготовиться. «Создавая предприятие на Снеговой, я учитывал особенности расположения объекта. Понимая, что возможны катаклизмы, сделал отсыпку метровой толщины, вложил немало денег. Данную территорию я, кстати, на тот момент арендовал у города и не планировал приобретать в собственность. Потом, когда представилась возможность, конечно, приватизировал участок. А есть предприятия, которые не учитывают погодные риски. На моих глазах АЗС по соседству ушли под воду», — заявил бизнесмен.

КОММЕНТАРИИ

Владимир Исаков, председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Думы Владивостока: «Если мы рассматриваем все дороги Владивостока в комплексе, прокладка новой ливневой канализации — это большие деньги. Надо долбить асфальт, проложить металлические лотки на большой протяженности. Сотни и сотни миллионов. Если мы говорим про основные магистрали, места, где традиционно скапливается вода, вопрос другой. Самых проблемных участков — штук 20. Ни о каких миллиардах речь не идет, «расшить» можно миллионов за 100, это подъемные для города средства. Но мы должны понимать, что в проблемных местах все равно будет скапливаться вода.

В силу нашего рельефа обещать, что этого не будет, утопично. Но ущерб минимизируется. В прошлом году в районе стадиона «Динамо» сделали ливневку, и сейчас, если вы обратили внимание, вода сходит быстро. Кроме того, ливневую канализацию надо чистить, она забивается ветками и грязью. Не забывайте, что, по уму, требуется правильный профиль дороги, середина асфальтового полотна должна немного возвышаться. На магистралях это делается, на внутриквартальных дорогах зачастую, наоборот, середина дороги сделана под уклон и продавлена машинами».

Евгений Зозуля, коммерческий директор ООО «Зевс»: «Наша компания располагается по адресу: ул. Борисенко, 54а. На территории, которая размещена в нижней части склона, офис, склад и магазин «Зевса», плюс пара автосервисов других компаний. В дождь вода со всего микрорайона большими ручьями течет через территорию, которую я арендую. Просчитывал, сколько будет стоить установка подпорной стены со сделанной дренажной системой (а она нужна, потому что ползет грунт). Около 1,5 млн на саму стену плюс сопутствующие работы. Естественно, на такие расходы мы не пойдем. Сделали самодельный желоб, который перехватывает воду, пытаемся направлять русла «рек». Однако все равно в нынешний ливень затопило офис и склад. Сейчас целыми днями работают осушители воздуха, просушиваем помещения.

Мне непонятно вот что. Как у соседей? Не будем равняться на богатые страны, посмотрим на бедные. Таиланд, Камбоджа — в тамошних городах проблема дренажа вообще не стоит. Люди изначально абсолютно адекватно понимают, что живут в зоне сезонных тропических ливней. Как и Владивосток на самом деле — ведь над городом проходят тайфуны, которые зарождаются в Юго-Восточной Азии. Пускай стихия приходит в немного ослабленном виде, но тем не менее все мы видели, какие бывают ливни. Главный вопрос — чтобы воде было куда уйти. Почему не сделать удобные для того маршруты? Город на сопках, везде уклоны. Берите одну сопку за другой, начните оборудовать дренажными каналами. Только большими, а не такими, которые есть. В Таиланде тротуар представляет из себя огромные железобетонные желоба метра 2 шириной и 3 глубиной, на которые сверху уложены бетонные плиты. Людям ходить удобно, никто даже не думает, что там, под бетоном, ливневка. Однако для воды вольготный маршрут — неизбежно она попадет в море. Сделайте так, тогда и асфальт не будет смывать, не надо будет вкладывать в ремонт дорог, восстановление подпорных стенок, завоз грунта. Вещи, очевидные непрофессионалу. Что, у нас нет специалистов-строителей?

По поводу нашей отдельной проблемы я неоднократно обращался в администрацию Владивостока, впервые в 2011–2012 гг.; все бесполезно. «Проблемы индейцев шерифа не колышут». Чиновники отвечают: предполагается, что в данном месте вода самотеком спускается на ул. Борисенко, где и собирается ливневкой. Что вода творит в пути, вымывая все и вся, никого не волнует. Неужели ничего нельзя сделать? Какие только доводы не приводил: подмывается фундамент дома, разрушается дорога. Стена непонимания. С одной стороны, ясно: чиновники низшего уровня не вольны принимать какие-то решения. Но они могут пустить проблему дальше наверх. К сожалению, специалисты у нас привыкли заниматься теми вопросами, которыми их озадачило руководство. Инициатива наказуема?»

Роман Чачин, директор ООО «Бриз 95»: «Магазин на ул. Пограничной (находится в полуподвале) мы открыли в 1995 г., до этого работали в этом же месте еще четыре года. Специфика связана с внешним обликом нашего заведения. Покупатели возмущаются: почему у вас такой высокий порог на входе? С одной стороны, я их понимаю, с другой — понять меня тоже можно. Во время дождей вода накапливается на Пограничной в виде бассейна, превышая уровень асфальта на 50 см. Раньше плохо работали ливневые стоки. На них решетки, которые необходимо вовремя поднимать. Сейчас поднимают, но не всегда своевременно.

Прилегающие территории заполнены щебнем, гравием, мусором, стоки быстро забиваются и их пропускная способность уменьшается. Вода поступает в помещения магазина, заполняет внутреннюю канализацию. Такое бывает постоянно, если уровень осадков свыше 50 мм. В квартал наш маленький магазин платит около 65 тыс. рублей налогов. Приходится нести значительные издержки при повреждении водой холодильного оборудования или витрины, ремонт стоит 4,5–10 тыс. Работать в таких условиях некомфортно.

Такие же проблемы у наших соседей — коммерческих организаций, магазинов и ресторанов. Коллеги обращались в администрацию Владивостока, какие-то работы по ливневке были проведены в 2018 г., но хватило ровно на полгода. Быть может, необходимо увеличить количество ливневых стоков, чтобы таких резервуаров в виде бассейнов не образовывалось? Назрело время кардинально решить вопрос: на Пограничной ходит много туристов, она находится на пересечении. Попасть с одной стороны дороги на другую, когда идет ливень, невозможно. Кажется, требуется принять какое-то инженерное решение. Набило оскомину».

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ