2019-11-01T15:56:40+10:00 2019-11-01T15:56:40+10:00

Облигации или кредит?

Центробанк стимулирует бизнес переходить на альтернативный источник финансирования

На сегодняшний день почти треть совокупного долга коммерческих организаций в России приходится на облигации. Но только не на Дальнем Востоке, где ценные бумаги составляют только 7%. Почему? Об этом «К» поговорил с Федором Кулешовым, экспертом экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России:

— В Приморье, как и на Дальнем Востоке в целом, доминирующим источником внешнего финансирования для бизнеса остается банковский кредит, а облигации пока не очень востребованы. Это, с одной стороны, связано с низкой осведомленностью самих предприятий о возможностях рынка облигаций и неготовностью бизнеса предоставлять развернутую информацию о себе в публичном пространстве. С другой стороны, это связано с низкой заинтересованностью финансовых институтов предлагать приморскому бизнесу инвестиционно-банковские услуги. Опять же из-за отсутствия спроса.

Тем не менее с октября 2018 г. в ДФО пять компаний выпустили облигации, из них две — приморские. В настоящее время в обращении находятся облигации дальневосточных эмитентов на общую сумму 83,5 млрд рублей. Можно сказать, что в целом динамика положительная.

— Кто эти эмитенты? Могут ли облигации стать выгодным финансовым инструментом не только для крупного бизнеса, но и для субъектов малого и среднего предпринимательства?

— Статистика по облигациям, выпущенным приморскими компаниями, это подтверждает: как я уже говорил, за последние два года на рынок вышли два новых приморских эмитента, и это именно малые предприятия. Объемы выпусков были небольшими, и сейчас в обращении находятся их облигации на общую сумму 150 млн рублей. Важно отметить, что данные компании имеют уже не по одному выпуску. Это косвенно подтверждает, что они не разочаровались в этом инструменте. Напротив, он в достаточной мере удовлетворяет имеющиеся у них потребности.

— Какие преимущества есть у облигаций перед кредитами?

— Один из важных моментов — залог. Как правило, кредитные организации предъявляют самые высокие требования к залогу. Для облигаций же залог не нужен.

Второй важный момент — это срок. Сроки по облигациям обычно намного длиннее, чем по банковским кредитам. Например, эмитенты Приморского края выпустили облигации сроком на 10 лет.

Еще одно преимущество облигаций можно выделить с точки зрения контроля за целевым использованием средств. Банки тщательно следят, чтобы каждый рубль кредита был потрачен в соответствии с заявленной целью. Для денег, привлеченных через облигации, подобного контроля нет, что позволяет бизнесу гибко использовать их для развития.

Другой плюс — сохранение независимости. Банк как основной кредитор и источник средств может оказывать на бизнес некоторое влияние. При выпуске облигаций угроза вмешательства инвесторов в управление деятельностью организации отсутствует.

— А что с процентами по облигациям? Они меньше, чем по кредиту?

— Дебютные выпуски облигаций, как правило, дороже кредита. Но облигации — это игра на перспективу. Когда у организации будет публичная история и доверие со стороны инвесторов, можно будет рассчитывать на ставки меньше, чем по кредиту. Для тех организаций, которым делать дебютные выпуски особенно накладно, а именно для МСП, с этого года заработали меры господдержки. В частности, предусматривается субсидирование затрат эмитента на процедуру размещения — до 2% от объема размещения, но не более 1,5 млн рублей. Эта субсидия может покрыть или все расходы на размещение, или большую их часть. Также программой предусмотрено субсидирование по купонным выплатам: до 70% от суммы выплат, но не более 70% от ключевой ставки. Например, если бы эмитент в данный момент решил выпустить облигации с купоном 13%, то 4,9% купонной выплаты субсидировало бы государство, а 8,1% эмитент платил бы самостоятельно. Таким образом, программа позволяет существенно снизить стоимость заимствований для субъектов МСП.

Кроме того, Банк МСП может выступить соорганизатором облигационных выпусков и выкупать существенные доли от объема размещений как «якорный» инвестор. А также «Корпорация МСП» и Банк МСП предоставляют гарантии и поручительства при организации выпуска. Эти меры призваны повысить доверие к эмитенту и обеспечить спрос на облигации.

Правилами определен ряд критериев, которым должен соответствовать потенциальный эмитент. Перечислю основные из них. Во-первых, необходимо быть субъектом МСП и вести деятельность более трех лет. Во-вторых, важны финансовые показатели деятельности. У компании не должно быть отрицательной кредитной истории, выручка должна превышать 120 млн рублей, а также важно, чтобы компания была быстроразвивающейся, со средним темпом прироста выручки не менее 10% ежегодно. Что касается параметров выпуска облигаций, то объем выпуска должен быть от 100 млн рублей до 1 млрд рублей, а срок привлечения — от одного года и не более трех лет.

Критерии непростые, но несоответствие им не означает запрет для компании на выпуск облигаций. Нужно пробовать и обращаться за бесплатными консультациями на биржу — Московскую или Санкт-Петербургскую, либо к организаторам размещения.

— Федор Борисович, учитывая, что для дальневосточных компаний выход на фондовый рынок пока в новинку, как поддерживают их интерес к этой площадке сами биржи?

— Двумя российскими биржами предусмотрены льготные тарифы, но для разных видов организаций. Для предприятий, зарегистрированных или осуществляющих деятельность на Дальнем Востоке, действуют специальные тарифы за услуги по выпуску облигаций на сегменте «Восход» Санкт-Петербургской биржи, которые значительно ниже стандартных. Три дальневосточных эмитента уже воспользовались данными преимуществами.

Московская биржа для увеличения количества выходов субъектов МСП на фондовый рынок создала «Сектор роста», который специализируется на небольших выпусках. С января 2020?г. будут введены специальные тарифы. Таким образом, возрастет ценовая доступность выпуска облигаций для потенциальных эмитентов.

— Сколько стоит процедура выпуска облигаций?

— Тарифы у разных организаторов отличаются и зависят от объема выпуска. Для выпусков от 100 млн рублей тариф в среднем составляет 1–2%, но, повторюсь, эти расходы могут быть частично или полностью компенсированы государством в рамках программы поддержки.

— Вопрос в том, кто купит облигации никому не известной компании, тем более с Дальнего Востока?

— В случае, если эмитент боится, что на его облигации по тем или иным причинам не будет спроса, он может обратиться к андеррайтеру. За его услуги также необходимо будет заплатить. Но в случае, если спрос на выпуск и вправду окажется низким, андеррайтер сам выкупит все неразмещенные облигации и в дальнейшем продаст их на рынке.

Кроме того, существуют инструменты, которые способны повысить доверие со стороны инвесторов, а также снизить ставку купона. Например, получение рейтинга. Эта процедура недешевая, но экономия на выплатах купона покрывает издержки эмитента на получение рейтинга. Как правило, это справедливо для выпусков на сумму более 200 млн рублей.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ