В современном российском образовании четко обозначились две проблемы: качество обучения и конфликт выпускников вузов с рынком труда. Можно ли лечить эти «русские болезни»? Ответ, кажется, нашла Ирина Яровая, заместитель председателя Госдумы.
«По данным ВЦИОМ, 55% выпускников вузов считают, что с трудом смогут найти работу по специальности, а 20% молодых специалистов считают, что это вообще невозможно. При этом 37% работодателей называют кадровый дефицит главной сложностью ведения бизнеса. По данным Росстата, число вакансий превысило 1,1 млн человек. Это рекордное значение с 2016 г. Получается, что система образования учит не тех специалистов. Как результат, получив невостребованное образование, молодой специалист вынужден искать работу в другой сфере и работать не по специальности, полученной в вузе. По данным ВЦИОМ, и это тревожные данные, по специальности не работает 47% всех трудоспособных граждан России», — констатировала Ирина Яровая.
По ее словам, вопрос трудоустройства выпускников и удовлетворения регионов кадрами в очень незначительной степени решается программами целевого обучения, поскольку носит несистемный характер. При этом при целевом обучении места занимаются конкретными лицами, заключившими договор, по факту вне конкурса. «Нет прозрачной процедуры соискательства на получение направления на целевое обучение», — добавила парламентарий.
В связи с чем Яровая предложила создать специальный сайт, на котором будут публиковаться все запросы регионов и работодателей, имеющих право заключать договоры о целевом обучении. Тогда, считает депутат, каждый выпускник школы будет иметь возможность на понятной и прозрачной конкурсной основе претендовать на заключение договора о целевом обучении в конкретном регионе и по конкретной специальности. «Такой подход соединит запрос экономики и наполняемость бюджетных мест студентами, желания и возможности которых в самореализации будут реально обеспечены и полезны», — сказала Яровая на президиуме Совета законодателей.