Владимир Путин поручил Правительству РФ в срок до 31 января внести предложения по созданию авиакомпании для перевозки пассажиров и грузов в Дальневосточном федеральном округе.
17 января руководитель Росавиации Александр Нерадько сообщил, что сейчас решается, на базе какой авиакомпании создадут новую дальневосточную. Рассматривается вариант создания перевозчика в структуре группы «Аэрофлот», возможно, на базе входящей в группу компании «Аврора». Парк авиаперевозчика должен быть составлен из самолетов российского производства. Объем вложений из Фонда национального благосостояния предполагается в размере 10–30 млрд руб.
Вопросы транспортной доступности являются ключевыми для развития макрорегиона. Притом что территория ДФО сегодня занимает более 40% площади России, с момента распада Советского Союза из 470 аэропортов на Дальнем Востоке осталось 82, из них большинство требует реконструкции.
Реконструкция 40 аэропортов на ДВ предусмотрена комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (общий объем вложений до 2024 г. должен составить 92,2 млрд руб.). Для нового дальневосточного перевозчика будет определена маршрутная сеть региональных и местных воздушных линий, а также прогнозный пассажиропоток.
Для обеспечения авиадоступности регионов Дальнего Востока федеральные власти также субсидируют воздушные перевозки. Средства выделяются на сокращение стоимости авиабилетов для отдельных групп пассажиров, в частности пенсионеров и молодежи до 23 лет.
В 2018 г. внесены изменения в программу субсидирования магистральных авиаперевозок. С 1 января 2019 г. льготными авиабилетами стали пользоваться многодетные родители — это более 125 тыс. человек. Также программа субсидирования стала круглогодичной (ранее льготные авиабилеты можно было купить только с 1 апреля текущего года). В июле 2019 г. внесены изменения в программу субсидирования региональных авиаперевозок: увеличены размер субсидии; количество удаленных и труднодоступных населенных пунктов, в которые осуществляются субсидированные авиаперевозки. В ноябре 2019 г. внесены очередные изменения в программу субсидирования магистральных авиаперевозок в части увеличения размера субсидии; перечень субсидированных маршрутов вырос с 126 до 146 — в него включены направления Забайкалья и Бурятии.
В 2020 г. увеличен объем средств для перевозок между дальневосточными регионами — с 1,6 до 1,7 млрд руб. Еще один раздел авиаперевозок, который будет субсидироваться госбюджетом, — местные перелеты, ведь порой с удаленными селами и улусами никакого транспортного сообщения, кроме авиационного, не существует. Выделение средств начнется в 2021 г.
«В 2019 г. мы получили финансирование в разы больше, что дало нам возможность осуществить перевозку более 1,2 млн граждан, — рассказал во время пресс-конференции в середине декабря министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. — Сейчас мы с коллегами из Минтранса занимаемся тем, чтобы размеры денежных средств, которые выделены, сохранились и в последующем году. Прошло совещание у президента, вопрос был поставлен на особый контроль. И очень важно, чтобы количество маршрутов между регионами на Дальнем Востоке никак не уменьшалось».