Медицинские услуги или медицинская помощь — актуальный вопрос, который сегодня остро стоит в обществе и в среде «обывателей» — пациентов, и в профессиональных кругах — медицинском сообществе, юристов-практиков и представителей власти. Перманентно возникающие споры между медицинскими учреждениями и пациентами как потребителями услуг в медицинской сфере еще больше подогревают необходимость принятия мер на государственном уровне в разграничении понятий «медицинская услуга» и/или «медицинская помощь». Или же все-таки их объединении?
Но череда этих обсуждений и споров никоим образом не может остановить жизнь: и врачи, медицинские организации работают, и люди должны получать помощь и услуги. Как в такой период живется и работается представителям медицинского бизнеса, тем, кто на платной основе разрешает вопросы здоровья, мы поговорили с доктором медицинских наук, профессором, членом-корреспондентом РАЕН, стоматологом-хирургом, имплантологом, руководителем клиники Dr. Edranov и одноименного учебного центра Сергеем Едрановым.
— Сергей Сергеевич, вы яркий представитель врачебного стоматологического сообщества, владелец клиники и одновременно специалист, эксперт, ко мнению которого обращаются для разрешения различных споров. Как вы соотносите два понятия: «медицинская услуга» и «медицинская помощь»?
— На повестке дня достаточно сложный и противоречивый вопрос. Однако! Ведь по своей сути, куда бы ни пришел пациент, в частное учреждение или государственное, он приходит к доктору за тем, чтобы ему помогли, оказали помощь, восстановили зубной ряд, избавили от боли или удалили хронический одонтогенный очаг, например, кисту. Какими бы вербальными выражениями это ни «облицовывалось», все это говорит об одном: «Доктор, помогите мне…»
Даже если мы говорим об эстетической стоматологии, например, отбеливании зубов. Здесь трактовка также по своей сути проста: «Доктор, помогите мне, я хочу белые зубы, как у кинозвезд!» В обращении стоят два постулата: «помоги» и «я хочу», которые и соподчинены этим двум терминам. С одной стороны, пациент пришел за помощью, и это медицинская помощь по определенному профилю. С другой же — намерение пациента в реализации его желания, и это уже услуга.
Но в любой ситуации «медицинская помощь» и «медицинская услуга» не тождественны, но и не являются абсолютно различными понятиями, а, как два сообщающихся сосуда, вступают во взаимосвязь и пересекаются.
В одних случаях «медицинская помощь» будет более широким понятием и будет включать в себя «медицинские услуги», а в иных — наоборот: термин «медицинские услуги» будет более обширным и будет включать в себя «медицинскую помощь». Именно поэтому каждый случай если и подлежит разбору, то рассматривается объективно и беспристрастно, но с учетом всех нюансов, в том числе и вот такой «окольцованности» понятий.
— Как быть врачу, оказавшемуся в ситуации выбора меж двух огней — законом «О защите прав потребителей» и законом «Об охране здоровья граждан»? И, что еще немаловажно, как быть пациенту в такой ситуации?
— Честно говоря, не совсем ясно, о каком выборе врача стоит говорить, поскольку каждый из нас является лицом, которое должно соблюдать нормы и требования законодательства. Если у тебя нет соответствующей специализации и сертификата, то ты не имеешь права работать по данному профилю. Если у предприятия нет лицензии, то оно также не должно оказывать услуги и осуществлять свою деятельность в этой области. Здесь все логично и просто.
Да, порой «неуемные» требования законов и «трактования» этих требований «специалистами на местах» доставляют существенные неудобства, но в конечном итоге это должно привести к «чистоте» рынка и адекватной конкурентоспособности. Как следствие, удовлетворение потребностей пациентов в сохранении, поддержании и восстановлении здоровья будет обеспечиваться на должном, высоком и качественном уровне.
Условия рынка и нужды потребителей способствуют и предполагают изменчивость, а значит — развитие. А медицинская помощь подчиняется неизменным правилам медицины, нравственной и законодательной категории «здоровье». Поэтому в таких условиях врачу по его профилю необходимо всегда обучаться, чтобы иметь возможность видеть, знать и предвидеть различные варианты исхода в той или иной ситуации. Ведь когда пациент приходит, он всецело не понимает, какая помощь, услуга, в каком объеме ему необходима в данный момент. И именно врач должен решить эту задачу по диагностике патологического состояния и выявить реальную потребность, на основании чего определить набор средств, методик и технологий, посредством которых можно осуществить минимальную и достаточную помощь в этой ситуации.
Но пациент из процесса не исключен, а, более того, активно участвует и существенно влияет на весь ход, выбирает дополнительные сервисные услуги, и от того, как человек будет адекватно относиться к своему здоровью, в полной ли мере выполнять рекомендации и назначения врача, зависит успех итогового результата.
Если пациент «недоговорил», «не учел» что-то из рекомендаций или попросту прошел какие-либо процедуры и мероприятия без учета пройденного лечения, то и результат может быть непредсказуемым. И здесь винить врача в ненадлежащем исполнении своей работы как минимум неправильно, а как максимум это называется «потребительский экстремизм». Врач и пациент всегда должны работать сообща на единый результат. И это специфика медицинских услуг, а существующий диссонанс кроется исключительно в правовом урегулировании этой специфики.
— Что вы как руководитель и как врач ставите в основу угла и оказываете в вашей клинике — все-таки медицинскую помощь или услугу?
— Поскольку в медицине понятие «услуга» появилось значительно позже термина «помощь», вследствие развития платных медицинских услуг, вот тут и началась «путаница».
Периодически на просторах Интернета и в различных СМИ появляются заметки по данному поводу, так или иначе обличающие существующие смятение и отсутствие единого знаменателя в правовом поле этих явлений. Но фактически услугу оказывает клиника, которая складывается из определенных действий медицинского характера, то есть медицинской помощи. Это всегда исключительно индивидуальный набор средств и методов, который подбирается и применяется в соответствии с условиями клинической ситуации.
Чтобы оказание медицинской помощи соответствовало уровню безопасности, отсутствовали дефекты в лечебно-диагностической помощи и вся услуга, оказываемая учреждением, выполнялась качественно, необходимы работники, целый штат. В итоге услуга медучреждения приобрела свойства товара, и статус пациента переведен в статус потребителя с большим объемом прав. И пока вопросы определения дефиниций «медицинская услуга» и «медицинская помощь» широко обсуждаются как различными экспертами в области организации здравоохранения и медицинского права, так и пациентами, получается, что мы в частных медицинских организациях оказываем услужливую медицинскую помощь.