Стоматология — одна из немногих медицинских отраслей во Владивостоке, за высококачественными услугами которой уже не нужно ехать за границу. Благодаря тому что есть, например, клиника Dr. Edranov.
Однако, если в общем проследить процессы, происходящие в медицинской сфере Приморья, можно отчетливо увидеть тенденцию: сразу по окончании медицинского университета мало-мальски способные и одаренные молодые специалисты, к сожалению, покидают край ради больших возможностей в центральных городах России. И тем приятнее осознавать, что есть и такие, как Сергей Едранов, кандидат медицинских наук, хирург-стоматолог, челюстно-лицевой хирург. То есть уже состоявшиеся профессионалы, которые востребованы в международном сообществе коллег, но осознанно остаются в родных местах и развивают стоматологию мирового уровня здесь. Ведь дальневосточному населению в любом случае необходима квалифицированная помощь.
— Сергей Сергеевич, в жизни настоящего профессионала приходит время, когда ему уже есть что открыть миру коллег. У вас такой момент наступил?
— В последнее время мне довелось неоднократно выступать с докладами перед коллегами-стоматологами. В том числе за границей. Например, в Швеции, в Гетеборге, на III Международном конгрессе Astra Tech 30 минут в русской секции занимал мой доклад. И это очень почетно, тем более что не так много лекторов из России приезжают на мероприятия подобного уровня. На конгрессе стоматологов «Ботис Академии» в Венгрии, в г. Будапеште, я выступал с докладом на английском языке о фотодокументировании хирургических операций. Могу назвать это суровым испытанием! Все-таки суметь качественно преподнести свои идеи на чужом языке — это не так легко.
Кроме того, недавно я был приглашен в Украину, в Одессу, чтобы провести семинар по костной и мягкотканной пластике в полости рта. Сложность состояла в том, чтобы девять часов подряд поддерживать интерес аудитории, состоящей из опытных докторов, постоянно посещающих европейские профессиональные мероприятия.
— Неужели где-то в Европе может быть интересен докладчик-стоматолог с Дальнего Востока? Чем ценны такие выступления?
— Помимо строго профессиональных нюансов есть и еще один немаловажный. Для любой части Европы Владивосток — это, прежде всего, невообразимо огромное расстояние. Когда объявляется, что «выступающий прибыл сюда из Владивостока», — это добавляет докладчику изюминки и больший интерес к нему со стороны искушенных слушателей.
Да, мы, дальневосточные врачи, в силу обстоятельств находимся в некоторой пространственной изоляции от международных центров развития стоматологии. Но этот фактор имеет свою позитивность, так как способствует развитию собственного мышления. И как следствие — интересные, нестандартные решения в клинической практике. Именно поэтому мой мастер-класс в Одессе буквально перерос в диспут докторов, девять часов общения с коллегами пронеслись совершенно незаметно.
— О чем обычно говорят на съездах стоматологов?
— Исходя из своего опыта, могу сказать, что на стоматологических семинарах, симпозиумах, конференциях разного уровня, в сущности, говорят об одном и том же. Однако каждый лектор привносит в общую копилку стоматологии нечто из собственных исследований, клинической практики и делает порой неожиданные выводы. Все происходит примерно как у художников: объекты изображаются одни и те же, а их видение у всех творцов разное. Но вот кто из предложивших свои идеи окажется наиболее актуальным и востребованным у аудитории и собратьев по цеху — это вопрос.
— Ради чего вообще вы готовы тратить время на подготовку докладов, выезды на конгрессы? Ведь вы погружены во врачебную практику, являясь при этом руководителем клиники.
— Доклад перед публикой — это не самоцель для меня. Важно, что в процессе подготовки к выступлению происходит тщательная систематизация накопленного материала. И когда начинаешь работать над этим, сам достигаешь более глубокого понимания в определенных случаях. Более того, если хочешь чему-то научиться сам, попытайся научить другого. А ведь врач всегда должен учиться. И какого бы уровня он ни достиг, нужно стремиться к более высокому.
— Как отражается такая теоретическая работа на повседневной деятельности стоматолога?
— Успех доктора в роли докладчика на конференции повышает и его клинический уровень, а в итоге позитивно отражается и на его пациентах.
Что касается участия специалиста-практика в таких мероприятиях вообще, то после обмена опытом и аналитическими выводами на конгрессах или семинарах врачи в некоторых клинических ситуациях принимают более быстрые и удобные во всех смыслах решения.
— Каким образом клинический специалист приходит к осознанию себя как лектора?
— Здесь действует накопительный эффект. Если говорить об уровне лектора в медицине в целом и стоматологии — в частности, он образуется из соединения двух элементов: постоянного самообразования и собственного клинического опыта. По мере того как накапливается объем этих двух элементов, у врача-специалиста формируется такой профессиональный задел, которым он уже может делиться с другими специалистами.
— Знаю, что вы преподаете…
— Действительно, у меня есть более чем 10-летний опыт преподавания студентам медицинского вуза. Однако читать лекции для тех, кто постигает медицинскую профессию, — это совсем другая работа, в отличие от подготовки доклада и выступления перед практикующими врачами из разных стран.
— Определение готовности к выступлению перед аудиторией коллег — как это происходит?
— Есть определенный порог профессиональной зрелости, переходя который ты начинаешь мыслить по-другому, нетривиально, по-своему. Начинаешь выдавать информацию через собственную призму. Вот это и ценно в общении коллег, в обмене материалами.
Впрочем, порог профессиональной зрелости, если говорить о лекторском уровне, может появиться в сознании специалиста раньше, чем тот реально способен нести в мир коллег что-то, достойное их внимания. Тут необходимо понимать, что одной лишь наработки опыта и некоего прозрения недостаточно для выхода с лекциями и докладами перед уважаемой аудиторией. Важно, чтобы выстроилось видение того, КАК изложить созревшие идеи. Лектор-самоучка, этакий местечковый мастер, просто не сможет вписаться в столь серьезный контекст. Четко и последовательно аргументировать свою позицию — это отдельный навык, требующий не меньшего профессионализма, чем при проведении сложной челюстно-лицевой операции.
— Тем, кто только собирается встать за лекторскую кафедру на конгрессе коллег, что нужно иметь в виду?
— Фальшь, искусственность, деланность лектора или элементарная его неуверенность в ценности излагаемых идей — это сразу бросается в глаза на публике. Поэтому, прежде чем заявлять о себе как о докладчике на серьезных мероприятиях, надо помнить: не будет второго шанса произвести первое впечатление на сообщество коллег.
— Откуда вообще появляются планы создания доклада для конкретной конференции?
— Полагаю, никто из здравомыслящих врачей не ставит себе цель обязательно выступать с лекциями и докладами. Мне, как доктору, делают предложение стать лектором на определенном семинаре или подготовить мастер-класс для коллег, и после этого я размышляю над предложением. Взвесив все, в том числе и то, насколько мне лично будет полезна данная работа и пригодится ли она мне в будущем, я принимаю решение об активном участии в мероприятии. То есть, с одной стороны, необходимость готовиться к лекции возникает вроде бы как случайность. Между тем она не случайна. Ведь организаторы конференций и семинаров знают, к кому именно и зачем к этому врачу они обращаются с приглашением встать за кафедру.
И когда мне поступают подобные предложения, я, с одной стороны, очень ценю доверие. С другой — прекрасно отдаю себе отчет в том, что, взявшись за лекционный проект, его нужно во что бы то ни стало реализовать. И реализовать в совершенстве. Иначе рискуешь заработать репутацию необязательного человека. Твоя загруженность в клинике, многочисленные операции и руководительская работа никогда не будут рассматриваться как оправдание. Поэтому, как бы ни были престижны мероприятия и заманчивы предложения выступить перед коллегами, лучше реально оценить свои ресурсы — силы, время — и лишь тогда заявлять о себе как о лекторе.