2020-03-12T12:16:34+10:00 2020-03-12T12:16:34+10:00

Загадочные перспективы обувного рынка. Бизнес готовится к банкротствам?

pixabay.com |  Загадочные перспективы обувного рынка. Бизнес готовится к банкротствам?
pixabay.com

Спустя два дня после вступления в силу требований по обязательной маркировке всей продаваемой в России обуви пресс-служба Минпромторга опубликовала постановление главы правительства Михаила Мишустина, согласно которому крайний срок чипизации переносится с 1 марта на 1 июля. Что случилось?

Предложения по переходу к обязательной маркировке обуви Минпромторг разработал по итогам обсуждения с регуляторами, бизнесом и оператором системы маркировки «Оператор-ЦРПТ», совместным предприятием «Ростеха», группы USM Алишера Усманова и «Элвис-плюс групп» Александра Галицкого. Эксперимент с маркировкой обуви начался летом 2018 г. — на тот момент Минпромторг решил, что продавцам хватит времени до марта, чтобы подготовиться к работе в системе. Сами обувщики ближе к концу этого срока рекомендовали сдвинуть его на полгода, до 1 сентября. Но глава правительства в итоге дал им три месяца.

«Введение маркировки положительно отразится на всей цепочке, от фабрики до магазина. Раньше было как? Когда обувь выходила из цеха фабрики, оператор просто вносил данные в систему (чаще в 1С), и с того момента обувь числилась у компании на складе. Теперь на обувь нужно будет наносить специальный QR-код. По этому коду любой участник цепочки покупки (от оптовой компании до розничного магазина и конечного потребителя) может узнать всю подноготную о товаре», — рассказывает Александр Абрамов, генеральный директор Дальневосточного центра экономического развития.

Процедура чипирования носит постоянный характер, то есть производителям и торговцам нужно заказывать новые уникальные коды по мере обновления ассортимента. Разумеется, за каждый шаг продавцу придется платить. При этом законодатель возлагает все расходы только на предпринимателя: по оформлению ЭЦП, подключению системы «Маркировка», внесению вступительного взноса на ежегодное обслуживание в онлайн-сервисе…

Марина Губарева, генеральный директор ООО «ДВ Арт-Трейд»: «Для нашей организации стоимость подготовки составила почти 63 тыс. рублей: 12 578 рублей — термотрансферный принтер этикеток; 8680 рублей — сканер штрихкода беспроводной; 1150 рублей — установка и настройка ЭЦП; 37 500 рублей — настройка 1С под «сотрудничество» с «Честным знаком» (цифра не конечная, работы еще будут); 3000 рублей — этикетки и сменный риббон, чтобы промаркировать складские остатки. Отдельно, конечно, необходимо рассчитывать дополнительные трудовые часы сотрудников и трехмесячный простой в отгрузках, но кому это интересно? Напомним. В обувном бизнесе есть четко выраженная сезонность. Например, в декабре сланцы практически не продаются. Предпринимателю дается три месяца, чтобы распродать остатки. И это практически нереально».

«Проблемы маркировки обуви по большей части связаны с автоматизацией передачи и обработки данных в программе «Честный знак». Тестирование выявило много недоработок», — заявил на условиях анонимности представитель крупной обувной сети.

Опрошенные участники рынка говорят, что каждый из них испытывал трудности из-за возникновения ошибок в работе системы. Доработки требует как модуль 1С, так и функционал «Честного знака». Прежде всего, сама система не готова к обслуживанию шквала заявок на выпуск кодов (в последние дни февраля заявки на выпуск кодов для маркировки остатков во второй половине дня по владивостокскому времени и вовсе перестали обрабатываться), по-прежнему не активирована функция прикрепления к поставке электронных документов, со сбоями работает функция приемки (у клиента не полностью отражается список отгруженного товара, и поэтому приходится дробить крупную поставку на несколько мелких). При этом время дозвона до службы поддержки «Честного знака» накануне 1 марта составляло свыше 20 минут, а результатом общения с операторами становилось лишь оформление обращения.

Марина Губарева: «Вдобавок абсурдность пройденного пути заключается в том, что мы уже промаркировали все остатки, и теперь, чтобы продать товар, нам нужно или полноценно пройти всю цепочку продажи товара через «Честный знак», или отклеивать этикетки с кодами и списывать их. Этим манипуляциям есть название — мартышкин труд. Вместо того, чтобы заниматься своей прямой деятельностью, мы сейчас вынуждены делать что-то странное и непонятное. А самое главное — впереди загадочные перспективы. Я как руководитель бизнеса уже начинаю сомневаться, будет ли и дальше дееспособен тип деятельности моей компании. Вместе с сотрудниками живем сегодняшним днем».

Маркировка по всем фронтам вводится в целях борьбы с контрафактной продукцией и обеления бизнеса. «Рынок обуви в 2019 г. оценивался в 330 млн пар, но на данный момент компании заказали более 1,3 млрд кодов, что говорит о том, что отрасль обелилась почти на 400% только на промежуточном этапе», — заявили в «Честном знаке».

«Неужели они всерьез не понимают, что многие предприниматели заказывали коды, когда они были бесплатные, просто про запас?! — восклицает, в свою очередь, Губарева. — На самом деле я с нетерпением ждала наступления 1 марта, чтобы посетить известные всем городские рынки во Владивостоке, где продают контрафакт, и собственными глазами посмотреть, произошли ли изменения. Сообщаю, что по состоянию на 3 марта на увиденных мной на рынках китайских и вьетнамских тапочках не то что маркировки, даже бирок бумажных нет. Я не поленилась позвонить в «Честный знак» и спросить, каковы их меры в данном случае. Получила ответ: «Честный знак» является оператором маркировки, но не является органом надзора и не несет ответственности за нарушения. Якобы мне нужно обратиться с жалобой о нарушении в Роспотребнадзор. На мой вопрос, могу ли я при помощи приложения «Честный знак» сообщить об обнаружении контрафактного товара, получила ответ: если на товаре есть код, по которому вы выявили контрафакт, то сообщить об этом в «Честный знак» можно, а если же кода нет, то и сообщать не о чем.

В работе Роспотребнадзора ничего кардинально не изменилось: чтобы сообщить о нарушении, нужно направить заявление, и его рассмотрят. Вроде бы раньше нам ничего не мешало делать все то же самое. Зачем тогда нужен «Честный знак»? И кто по итогу должен бороться с контрафактом — сами предприниматели? Ведь покупателю, который отоваривается на рынке, главное — это низкая цена, а не информация, откуда товар взялся».

По мнению экспертов, если не произойдет трансформации и в продаже по-прежнему будет контрафактный товар, то для предпринимателей, работающих легально, это будет означать одно — уход с рынка. «В настоящий момент остается надеяться на то, что нелегальная продукция если и не исчезнет с рынка полностью, то как минимум объем ее уменьшится в несколько раз. В противном случае ничего, кроме сложностей и дополнительных затрат, мы не получим. Хотя надежды на это мало. Что мешает сейчас правоохранительным и налоговым органам бороться с контрафактом?» — говорит представитель крупной обувной сети.

Обувной бизнес Приморья надеется на лучшее, но готовится к худшему. «Маркировка на рынок контрафакта вообще не повлияет. Как шили обувь в подвалах, так и будут шить. Как торговали ею китайцы и вьетнамцы, так и будут торговать. О какой конкуренции можно речь вести? Население нищает, предпочтение будет отдаваться, разумеется, пусть некачественным, но более дешевым товарам», — уверена одна из владелиц магазина.

Другой собственник обувного магазина, пояснив, что их компания безуспешно пытается войти в этот процесс, отметил: «Цензурными словами мнение свое высказать не смогу, а нецензурными — не хочу».

В «Русь обуви» прокомментировали ситуацию двумя фразами: «Вся нынешняя ситуация выгодна только крупным торговым сетям. А как мы будем выживать, никого не волнует».

Марина Губарева: «В структуре сбыта нашей компании ключевым клиентом является супермаркет. Сейчас мы уже приняли к возврату товар от части клиентов, потому что они не готовы принимать и продавать маркированную обувь. Главный аргумент — недостаточно времени и сотрудников, которые могут настроить систему работы с маркированным товаром. Домашняя и пляжная обувь в супермаркетах всегда была сопутствующим товаром, поэтому с ней работают по остаточному принципу. Вот и судите — нужно ли товароведам или категорийным менеджерам вникать в работу системы «Честный знак»? В основном остаются сотрудничать крупные сети, клиенты поменьше пока разводят руками. У нас есть клиенты (как правило, это индивидуальные предприниматели, работающие в пригороде), которые, чуть ли не плача, рассказывают о том, что не в силах приобрести оборудование для маркировки и настроить его работу. Их бизнес, действительно, на ладан дышит, и это очень грустно осознавать».

КСТАТИ

При несоблюдении требований об обязательной маркировке продукции предприниматели несут как административную, так и уголовную ответственность. Неправильная маркировка для ИП влечет штраф от 5 до 10 тыс. руб., для юрлиц — в десять раз больше. Продажа немаркированной продукции обойдется физическим лицам в 2–4 тыс. руб., ИП — 5–10 тыс., юридическим лицам — от 50 тыс. до 300 тыс. При этом весь немаркированный товар подлежит изъятию. Если стоимость немаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер (более 1,5 млн руб.), тогда для организации наступает уголовная ответственность. Приобретение, производство, продажа товара без маркировки, а также его хранение и перевозка облагаются штрафом до 300 тыс. руб. или лишением свободы до трех лет со штрафом до 80 тыс. руб.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ