Маркировка задавит многих предпринимателей

«Никакой шоковой маркировки», «достаточный временной интервал для маркировки остатков и адаптации российских компаний под новые условия», «незначительная финансовая нагрузка на предпринимателей» — эти «скрипты» бьют из всех официальных каналов оператора системы маркировки «Честный знак». Однако, читая яркие и запоминающиеся лозунги, предприниматели вынуждены столкнуться со страшной реальностью.

С 1 июля 2019 г. была введена обязательная маркировка обувных остатков. Началась регистрация участников оборота в системе «Честный знак». С 1 марта 2020 г. будет запрещен оборот немаркированных обувных товаров. Промаркировать складские остатки обязаны все участники торговой цепочки: производитель, импортер, оптовая, розничная компания. При этом, согласно кодам ТН ВЭД, маркировке подлежит практически вся обувь, даже домашние тапочки и сланцы.

Среднее количество обуви на остатках у российской фабрики исчисляется сотнями тысяч пар. Учтены ли разработчиками эксперимента время и средства, выраженные в трудочасах сотрудников, на маркировку огромного количества остатков? Очень сомнительно. В связи с крайне ограниченными сроками по маркировке остатков компании в конвульсивном порядке вынуждены устанавливать не предусмотренные финансовым планом скидки в надежде минимизировать остатки, подлежащие маркировке. Любому предпринимателю известно, что это потеря оборотного капитала. А каково же бизнесу, который активно использует кредитные средства?

Крупнейший маркетплейс страны объявил своим поставщикам об обязательной установке скидки не менее 25% на ранее отгруженную немаркированную обувь. За январь необходимо распродать остатки. На платной основе маркетплейс предлагает произвести маркировку по цене 50 руб. за одну пару, либо поставщику нужно промаркировать всю обувь своими силами. Так, бизнесмен должен сделать физический возврат товара, промаркировать его и снова отгрузить. Опять вопрос к разработчикам: были ли посчитаны издержки поставщиков, если маркетплейс находится в Московской области, а грузоотправитель — например, во Владивостоке? Получается, уже на стадии перехода к новой системе провал в продажах и нагрузка по расходам попросту делают нежизнеспособными огромное количество компаний. Платите и ждите — в будущем система должна будет заработать в пользу официальных производителей и поставщиков.

Наша компания уже более 15 лет занимается поставками домашней и пляжной обуви в розничные сети, главным образом в супермаркеты. Чтобы разобраться в работе системы (зарегистрироваться, адаптироваться к интерфейсу сайта, понять инструкции), нужны отдельные сотрудники. Их попросту нет в штате. Ведь в некоторых, например, районных супермаркетах директор магазина отвечает и за формирование заявок, и за контроль оплат — в общем, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Прежде всего, это связано с финансовой эффективностью. Теперь этот же директор враз должен стать и IT-специалистом, чтобы работать с «Честным знаком». Но, вероятнее всего, выбор падет в сторону отказа от поставки обуви. Сколько клиентов мы потеряем? Вряд ли это кого-то волнует.

По состоянию на 10 января 2020 г. система «Честный знак» не доработана. Отсутствует модуль 1C для маркировки остатков. Не подключен электронный документооборот. Оперативные внятные консультации со стороны операторов Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) получить невозможно. Конструктивные вопросы переадресовываются техническим специалистам, ответ приходит по электронной почте, как правило, в виде ссылок на инструкции, разобраться в которых может только IT-специалист (и то не с первого раза).

Мы обратились за помощью в компанию, которая предлагает услуги по настройке работы в кабинете «Честного знака». Специалист приехал и уехал ни с чем: когда он приступил к работе за нашим офисным компьютером, вышли обновления, о которых он не знал. К слову сказать, мы регулярно получаем электронные письма о приостановке работы системы по причине пусконаладочных работ. Адекватно ли это, когда здесь, сегодня и сейчас нужно делать маркировку многотысячных остатков обуви?

Не менее вопиющий факт — это необходимость покупки и установки дополнительного оборудования для работы с маркировкой. Например, оптовой компании нужно обзавестись принтером этикеток, причем не простым термопринтером, а термотрансферным. Обычная термопечать не подходит — напечатанная информация склонна к выгоранию, что влечет платный перевыпуск кода. До 1 марта текущего года коды для маркировки остатков выпускаются бесплатно, после этой даты один код будет стоить 50 коп.

В зависимости от объема складских остатков предпринимателю необходимо будет выбрать для своего бизнеса способ автоматизации. То есть она по умолчанию должна появиться даже в тех компаниях, где раньше прекрасно обходились без нее. Здесь с радостью потирают руки интеграторы автоматизации бизнеса.

Для изучения рынка мы сделали запрос коммерческого предложения в одну из компаний из списка рекомендованных ЦРПТ. Готовьте какие-то 100 тыс. руб. за минимальный комплекс оборудования и настроек — и будет вам счастье. А еще абонентская плата за использование одного, другого, третьего ПО. Это как игла, с которой слезть невозможно.

Вручную, «по старинке» работать уже не позволят. То есть предприниматель лишен выбора по оптимизации своих расходов. Вернее, выбор есть — между тарифными планами операторов вышеуказанных услуг. И в любом случае для небольшого бизнеса это плюс IT-специалист к штату сотрудников. Мы пока так и не поняли, где же появится та самая обещанная выгода.

Еще одна проблема обязательной маркировки — наличие постоянного доступа в Интернет. Во Владивостоке с этим затруднений нет, но в удаленных небольших поселениях связь зачастую очень плохая или отсутствует вовсе. Следовательно, торговать маркированным товаром в деревнях и поселках будет невозможно, а предприниматели (которых в отдаленных небольших поселениях и без того катастрофически мало) автоматически становятся преступниками, продолжив свою деятельность.

При несоблюдении требований об обязательной маркировке продукции предприниматели несут как административную, так и уголовную ответственность. Так, неправильная маркировка для ИП влечет штраф от 5 до 10 тыс. руб., для юрлиц — в десять раз больше. Продажа немаркированной продукции обойдется физическим лицам в 2–4 тыс. руб., ИП — 5–10 тыс., юридическим лицам — от 50 тыс. до 300 тыс. При этом весь немаркированный товар подлежит изъятию. Если стоимость немаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер (более 1,5 млн руб.), тогда для организации наступает уголовная ответственность. Приобретение, производство, продажа товара без маркировки, а также его хранение и перевозка облагаются штрафом до 300 тыс. руб. или лишением свободы до трех лет со штрафом до 80 тыс. руб.

Мы готовы предположить, что с исчезновением контрафакта (вьетнамских, китайских рынков, любых спонтанных способов торговли из-под полы) увеличится поток покупателей в сторону магазинов, где продается только официально произведенный или ввезенный в Россию оригинальный товар. То есть произойдет перераспределение рынка. Но что, если этого не будет? Что, если 1 марта 2020 г. мы выйдем на улицу, а Спортивный, Луговской, Второреченский рынок (а в стране таких тысячи!) как торговали контрафактной обувью, так и будут ею торговать? Надеяться на то, что покупатель проявит сознательность и, убедившись в том, что на обуви нет маркировки или она липовая, откажется от покупки, абсурдно. Ведь отовариваются в таких местах люди, стремящиеся экономить каждый рубль. Зачем им «Честный знак»?

По идее, устранять и наказывать продавцов контрафакта в нашей стране должны правоохранительные органы. Отслеживать движение нелегальных денежных средств — налоговая. Что мешает им исполнять свои обязанности без системы «Честный знак»? Или с началом работы системы их действия активизируются? Или с 1 марта торговля и правда станет полностью легальной и условия ведения бизнеса станут справедливы и равны для всех предпринимателей? Время покажет. Однако на сегодняшний день совершенно очевидно, что благодаря такой «заботе» о потребителе колоссально возросло давление на честных предпринимателей, и за будущее их бизнеса, к сожалению, никто не ручается.

 

Комментарии (58)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Ольга 3 недели назад
1 0
С 1 июля 2020 все то же ожидает аптеки.
Аноним 3 недели назад
0 0
Я уже более 20 лет ИП,торгую самой простой обувью для деревни и повседневных нужд.Все время плачу налоги истараюсь покупать оптом у российских производиителей.Сейчас такой обуви много и есть из чего выбрать.Живу в деревне,где друной работы нет,кроме поездки до города или куда-то вахтой
Аноним 3 недели назад
13 0
Плевать им на народ и малый бизнес. Все отдать в руки сетей друзей, активы которых за границей и до конца разграбить и разворовать все! Вот это их забота!
Константин 3 недели назад
11 1
Да нет никакой «заботы о потребителях». Усманову все мало, продажная госдума думает только о своих кошельках, уже трескающихся от наворованного. Хочется с дубиной на баррикады, но пока есть чего терять. Поэтому надо линять из Российского театра жирных затылков.
Аноним 3 недели назад
9 0
Совершенно согласен.. особенно о сайте и программе "Честный знак".. Более тупого м непрофессионально написания в жизни не видел.. тяп-ляп.. она по -моему сами не знают. что написали.. разводка полная.. у нас начали закрываться обувные магазины.. кого не знаю все говорят.. ну будем на Джуме покупать.. зашибись...
Инна 3 недели назад
6 0
А что мешает "Честному знаку" торговать этими марками из под полы, принадлежат они частным лицам бизнесменам, особо приближенных к Путину.
Риф 3 недели назад
15 1
Ну что, и до вас очередь дошла? Мы с егаис и меркурием нахлебались сполна! Фактом остаётся то, что усложняя легальный бизнес, в плюсе остаётся теневой! Продажи легальной водки упали в два раза, а продажи поленной в разы выросли! После учёта животноводческой продукции в меркурий, вымерли мелкие производители. Закрываются магазины.
Аноним 3 недели назад
19 0
Торговля и так никакая офшорные сетевики всё сожрали а теперь вообще п*, лишают людей всякой возможности прокормить свою семью, работы с нормальными зарплатами нету!
Юрий 3 недели назад
19 0
А чего Вы еще не поняли что этим ублюдкам в правительстве насрать на то что предприниматели несут убытки, что они закредитованны (с учетом грабительских процентов) больше чем можно себе представить. У нас власть это фашиствующаяя "олигархия". Несколько приближенных к телу ублюдков высасывают ресурсы которые принадлежат нам и нашим детям. Их интерес - отложить денег на зарубежных счетах воруя у нас ресурсы и продавая их западу за копейки. Вы думаете что америке или европе нужно чтобы у нас люди хорошо жили??? Им не наплевать как мы живем, чем хуже мы живем тем у них дешевле наши богатства (ресурсы). Чем хуже мы живем - тем больше у них этих ресурсов. Все деньги которые получает эта кучка ублюдков (которые высасывают ресурсы) остаются на американских и европейских счетах, а это значит что эти деньги поддерживают экономику америки и европы и работают на граждан и экономику этих стран. А как Вы думаете европа и америка будут рады если вдруг у них ресурсы станут дороже????
Артём 3 недели назад
16 0
Вы говорите в лице малого бизнеса только про торгашей. Им и без маркировки было бы плохо, рост конкуренции и падения доходов населения это главный бич.
алексей 1 месяц назад
15 0
лучше не будет...малый и средний бизнес нашему государству не нужен...сами видите что твориться с законами.......что не закон то просто понимаешь что это капец....
Алексей 1 месяц назад
16 0
На самом деле, эта "петрушка" длится уже несколько лет. И начиналось все с тех же кассовых аппаратов, с той же системы электронной отчетности, на которой зарабатывают немалые суммы компании, предоставляющие "услуги по электронному документообороту, сдаче отчетности и выдаче ЭП", а сейчас еще и ККП. Вместо того, чтобы предоставить предприятиям возможность полноценно сдавать отчетность ВСЮ через сайт налоговой (а возможность такая есть), заставляют сдавать НДС ТОЛЬКО через операторов!!! Кто-то очень активно лоббирует эту кормушку. Те же банки. Компании размещают свои деньги на их расчетных счетах и только уже за это платят банкам, хотя это банки должны приплачивать за то, что пользуются деньгами компаний. Стоимость обслуживания компаний почему-то не учитывается, а бизнес нигде об этом не говорит. От имени малого и среднего бизнеса почему-то выступают люди, которые к малому и среднему бизнесу отношение имеют крайне условное.
Егор 1 месяц назад
21 0
В шинах та же тема .Все шины нужно маркировать .Причина якобы контрофактные покрышки.За 20 лет работы не видел ни одну контрофактную шину .Все шины с завода имеют международную маркировку по которой можно наити производителя .Зачем это делать дополнительно ?Зачем дополнительно регить людей в каких то сообществах .Идет мерзкое нарушение прав и свобод человека .Под надуманным предлогом добра.Мантуров вы всех не пересадите.Поэтому осторожней в таких выражениях.
Сантори 1 месяц назад
10 0
да тут 3ех спецов ай ти надо нанимать ,потому что счас главное метка ,а не товар,а под метку что хочешь можно засундучить.Теперь товар не главное,метка стоит -все тип топ.Как с водкой,знак голограммы егаис стоить,значит все акей,а то что ее пить невозможно ,это ваши проблемы.Поэтому продажи самагон.оборуд.и растут.Кому охото засвои деньги непонятно что покупать,ведь даже Матвиенко признала на сборе сенаторов ,что у нас 60% алко в егаис паленые.Так что кто с метками ,тот и на коне,другой вопрос будут ли люди тратить деньги на это прочипированое непонять что.
СевКур 1 месяц назад
14 0
все как в Откровении от Иоанна,наступят времена когда без метки не смогут не покупать ни продавать.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ