Рынок франшиз – огромный, направления охватывают практически все сферы бизнес-деятельности: от бьюти-индустрии до производственных комплексов. Но представление о том, что франчайзинг – это легкий способ заработка, – ошибочно. Картинка, конечно, «рисуется» красивая: вот вам готовая модель бизнеса, раскрученный бренд, механизмы и алгоритмы разработаны, бери готовые инструменты и зарабатывай. В реальности все несколько иначе.
Разберем риски франшизы
Во-первых, при покупке франшизы, какого бы уровня она ни была, какой бы статус ни имела, какие бы ресурсы и мощности ни задействовала, ты всегда будешь зависеть от собственника франшизы, от его действий и решений.
Риск первый: созависимость от собственника франшизы. В случае неблагоприятного развития событий его проблемы рикошетом ударят по тебе. От этого не обезопасят договор и оговоренные в нем условия.
Во-вторых, франшизу трудно просчитать так, чтобы учесть абсолютно все факторы. Показатели в теории могут существенно отличаться от показателей на практике. Зачастую франчайзер, продающий вам франшизу, руководствуется аналитическими данными, основанными на вводных по работе в других регионах, то есть демонстрирует цифры относительно той локации, где франшиза уже работает.
Такой подход не может гарантировать, что успешная модель бизнеса, например, в Краснодарском крае станет экономически выгодной в Приморье. Это риск второй.
Кроме того, жесткие ограничения по франшизе, тормозящие интеграцию необходимых процессов, которые помогли бы адаптировать бизнес под конкретный регион, – это риск третий. Так или иначе, вы работаете под контролем и вынуждены придерживаться четких правил. Зачастую такой подход затрудняет развитие.
Стоит также отметить, что затраты на рекламу франшизы могут стать весьма высокой и непредвиденной частью расходов, которая существенно расходится с предварительными расчетами. Потому что, несмотря на заявление франчайзера о популярности его бренда, в своем регионе рекламировать этот бренд придется именно вам. Высокая финансовая нагрузка относительно популяризации выбранного вами направления – это риск четвертый.
Вам могут продать заведомо убыточную франшизу с «накрученными» положительными показателями – это риск пятый.
Был период, когда деятельность нашего предприятия не приносила прибыль. И вот в такой не самый благоприятный для бизнеса момент нам поступил звонок от юрлица с предложением перепродать франшизу. Мы честно объяснили, что предприятие на грани рентабельности. В ответ нам объяснили, что данный факт никакого значения не имеет, есть бренд, который будет «обернут» в красивую «упаковку», и покупатель найдется. Нам так и сказали: «Можно сделать из вашей франшизы конфетку».
Выводы делайте самостоятельно
Однако, при всех рисках, франшиза, если применить грамотный подход, может приносить хороший и стабильный доход. Главное преимущество такого формата – в наработанной практике.
У франчайзи есть возможность проанализировать деятельность аналогичных предприятий в других регионах и, внеся собственные корректировки с поправками на «свой регион», настроить процессы в индивидуальном порядке.
Лично нам удалось аккумулировать все ресурсы и скорректировать настройки так, что предприятие вышло на высокие показатели. Кроме того, расходный портфель по франшизе уже сформирован. Цифры могут меняться в диапазоне 10-20%, но это не критично.
Безусловно, раскрученный бренд положительно влияет на показатель узнаваемости – это тоже ощутимый «плюс» франшизы. Данный вид деятельности особенно подходит тем, кто предпочитает готовую бизнес-модель, без необходимости начинать свое дело с нуля.
Франчайзи могут стать как начинающие предприниматели, так и успешные действующие бизнесмены. Для первых франшиза станет помощником для организации бизнес-деятельности с опорой на существующие алгоритмы, а для вторых – возможность открытия сопутствующего направления в бизнесе с применением автоматизированного подхода.