2020-06-03T09:20:57+10:00 2020-06-03T09:20:57+10:00

Боль и страдания бизнеса: что не так с маркировкой

Пандемия коронавируса серьезно ударила по бизнесу, более всего сегодня страдают предприятия МСП. И в таких условиях некоторые предприятия обязаны продолжать осуществлять подготовку к введению обязательной маркировки.

29 февраля правительство выпустило постановление о переносе срока введения обязательной маркировки обуви с 1 марта на 1 июля 2020 г. Одновременно с этим с 1 марта коды маркировки стали платными — отныне «вынь да положь» на расчетный счет ООО «ЦРПТ» 50 копеек и еще 20% НДС. Итого 60 копеек за штуку. Те предприниматели, которые не успели промаркировать товарные остатки до 1 марта бесплатно, остались без права выбора. И неважно, что накануне производительность «Честного знака» по обработке заявок на выпуск кодов просто обрушилась: многие предприятия заказывали коды десятками тысяч про запас.

«Кто раньше начал подготовку, тот все успел». В таком духе регулярно выходят публикации на официальном Telegram-канале «Честный знак breaking news». То есть, по логике, не успели мы, предприниматели, которые с середины 2019 г. по капле ежедневно выуживали хоть какую-то информацию у операторов горячей линии «Честного знака», с многочисленными сбоями устанавливали системные настройки ПО, чтобы интегрировать автоматическую передачу данных. Мы виноваты, что к 1 марта готовности не было.

А теперь в ситуации, когда предприятия, в частности обувной промышленности, неминуемо нуждаются в периоде реабилитации, сохраняется вынужденное положение ожидания теперь уже роковой даты — 1 июля.

Готов ли рынок к маркировке и к новой системе работы, сказать затруднительно. Мнения представителей крупного и малого бизнеса резко полярны. Не секрет, что многим крупным игрокам обувного рынка выгодно свести систему товарооборота к некоему единому стандарту, который требует автоматизации, соответствующего оборудования и штата сотрудников. При больших объемах продаж это экономически целесообразно. Но по всем законам жанра это «выкинет» с поля мелких игроков. Куда смотрит государство? Или нам неминуемо нужно принять за данность существование в будущем только одной-единственной модели, в которой государство и крупный бизнес отождествлены?

Мне как предпринимателю обидно, что власти в нынешней ситуации прислушиваются только к мнению некой экспертной группы, по сути, представителям крупного бизнеса, и совершенно игнорируют голоса тех, чьи предприятия не столь масштабны. В настоящее время из всей клиентской базы, которая нарабатывалась моей компанией 15 лет, только один клиент готов принимать товар по системе «Честный знак». Существенная часть партнеров уже сообщила, что не намерена работать с обувью в будущем, так как нет средств на покупку оборудования и некогда обучать сотрудников. Остальные ждут 1 июля в надежде, что маркировку перенесут или вовсе отменят.

Многие предприниматели по всей стране страдают от недоработанного нововведения: теряют время, деньги и клиентскую базу. К слову, перенос сроков не помогает, а только вносит путаницу в рабочие процессы. Решать неразбериху приходится с помощью IT-специалиста, час работы которого стоит 1500–2200 рублей. За каждый новый шаг нужно платить.

«Сырость» системы налицо. Сегодня многие розничные продавцы обуви так и не сумели настроить работу кассовой техники, при этом средства на подключение к сервисам по обслуживанию уже «выкинуты». Непонятно, как работать с возвращаемой покупателями обувью — внятной инструкции со стороны «Честного знака» нет.

У оптовиков отсутствует понимание, как работать с маркетплейсами вроде Wildberries, «Беру», Ozon, несмотря на наличие инструкции. Беда в том, что она общего характера. И неудивительно, ведь система работы с маркировкой по агентским договорам и договорам оферты еще «сырая».

Особенно затруднительно нам, региональным компаниям, находящимся далеко от их складов в центральной части России. Любая ошибка в оформлении отгруженного товара может привести к тому, что всю партию развернут и придется оплачивать транспортные расходы в обе стороны. В настоящее время приходится держать паузу в поставках до появления четких инструкций, а это значительная потеря оборотов.

Существует мнение, что система маркировки — это не что иное, как косвенное налогообложение «с неясными бенефициарами». Действительно, в открытом доступе абсолютно любой может посмотреть цепочку связей ООО «ЦРПТ» и убедиться, что в ней фигурируют компании, зарегистрированные в офшорной зоне. Зато инновационная система предлагает потребителю сервис, с помощью которого он может убедиться в происхождении товара, его составе и прочих характеристиках, без того содержащихся на ярлыке товара, произведенного по законодательным нормам. При этом «ЦРПТ» не несет ответственности за достоверность этих данных, не является контролирующим органом и не уполномочен ставить задачи по контролю за движением и выявлением контрафакта правоохранительным органам.

В отношении системы качества товаров изменений тоже не произошло — сертификационные органы, Роспотребнадзор работают по-прежнему. Таможенные процедуры по импорту (к сожалению, об экспорте даже нет речи) обуви в связи с введением маркировки пока призрачны и понятны опять-таки только крупным игрокам рынка. Предприниматель, привыкший работать по выстроенным десятилетиями цепочкам, сейчас не понимает, как провезти товар через границу и уж тем более сделать это без дополнительных расходов.

Для бизнеса, который должен в ногу с сезонами выпускать коллекции, это настоящая боль. Для собственников такого бизнеса, зачастую использующих кредитные средства, 2020 г. может быть не по силам обременен затратами.

Идея защиты потребителя от контрафакта или недействительной информации на этикетках в корне положительная. Однако факта «обклеивания» товара марками, передачи данных через систему и запуска мобильного приложения недостаточно, чтобы она органично встроилась в рынок. Есть целый ряд неразрешенных вопросов, на которые нужно ответить государству прежде, чем обязать предпринимателей исполнять закон о маркировке. Среди них:

1. Как скорректировать работу таможенных органов и КПП, чтобы в страну фактически перестала поступать контрафактная продукция?

2. Как осовременить подход к контролю качества выпускаемой российскими производителями, а также импортируемой продукции?

3. Как сделать систему маркировки и прослеживаемости максимально простой, понятной для большинства участников и, не побоюсь этого слова, «народной»? Ведь именно потребитель должен двигать и развивать ее как механизм, если она ему действительно жизненно необходима.

4. Как минимизировать или вовсе компенсировать все издержки, а также временные затраты предпринимателей и их сотрудников, связанные с подключением и настройкой работы в «Честном знаке»?

К сожалению, пазл не складывается, и что мы получим в результате этого эксперимента «по живому», нам никто не ответит и уж тем более не возместит убытков.

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ