Как о самостоятельном и высокодоходном виде туризма о business travel заговорили в Европе и США в 70-80-е годы XX в. На российском рынке этот сектор турбизнеса стал по-настоящему развиваться лишь в начале 90-х. Круг отечественных туроператоров, специализирующихся исключительно на деловом туризме, достаточно компактен. Причем практически все компании ориентированы на организацию деловых поездок за рубеж.
В создании инфраструктуры въездного делового туризма в нашей стране в последние годы делаются определенные шаги — в Москве и крупных городах строятся бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации, расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий. Эта тенденция легко объяснима — за последние годы бизнес-туризм превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туриндустрии. Даже мировой кризис туриндустрии, последовавший за событиями 11 сентября, затронул этот сектор турбизнеса незначительно. Прогнозируется, что к 2020 г. объем деловых поездок в мире возрастет в 3 раза — с $564 млн в год до $1,6 млрд, а доходность отрасли в целом увеличится в 5 раз — с $399 млрд до $2 трлн.
Специалисты вместо понятия business travel часто используют английский термин-аббревиатуру MICE, точно отражающий структуру этого вида туризма: Meetings/Incentives/Conferences /Exibitions — Деловые встречи/Инсентив-туризм/Конференции/ Выставки. В сегодняшней структуре мирового делового туризма превалируют индивидуальные деловые поездки (70,8%), примерно равные доли приходятся на поездки для участия в конференциях и семинарах (12,6%) и посещение выставок (10,9%). Примерно по 3% составляют конгрессные туры и инсентив-туризм.
В России, по мнению экспертов, картина несколько иная. Популярность поездок на выставки очень высока, а, например, доля «чистого» инсентива практически равна нулю. При этом если в мировом турпотоке доля бизнес-туристов составляет 25-30%, то в России — менее 20%. В то же время другое распределение демонстрируют Москва и Санкт-Петербург, где во въездном потоке доля бизнесменов приближается к 60%.
Говоря о тенденциях развития сектора деловых поездок и конгрессного туризма, туроператоры сходятся во мнении — он практически не подвержен кризисам и продолжает неуклонно расти. Симптоматично и происшедшее изменение структуры спроса на конгрессы. Сейчас уже почти не востребован, как это было в середине 90-х годов, «отдых» под видом деловых поездок, обучающих семинаров или конференций. При заказе на организацию конференций клиенты больше внимания уделяют предметной области, именам и уровню участников и выступающих.
Во Владивостоке деловым туризмом могут себе позволить заниматься только крупные компании. Компания «Фрегат-Аэро» — пионер этого направления — отправляет бизнесменов на форумы и выставки с начала своей деятельности, т.е. уже 10 лет. Доля деловых поездок от общего количества продаваемых загранпутешествий — всего 3%. Приморский бизнесмен чаще выбирает китайские выставки. Помимо того что в Италию, Германию, Францию, Бельгию добираться накладно, во время форумов в этих странах цены на проживание дорожают так непредсказуемо, что предугадать, сколько будет стоить номер в отеле по приезду, не берутся даже сами туроператоры.
Туркомпания «Диалог народов» в своей работе поостереглась выделять поездки для деловых людей в специальное направление. Директор агентства Владимир Белянин объясняет, что этот сектор туризма более развит в Москве — причем как в выездном, так и во въездном варианте. Все больше бизнесменов из Владивостока сегодня едут на выставку или ярмарку в Первопрестольную — как в качестве наблюдателей, так и в качестве участников. Выставки в Шанхае и Суйфэньхэ, по мнению г-на Белянина, себя не оправдывают: общие от одного города стенды делят между собой промышленники, авиакомпании, турагентства, бизнес-издания. По его мнению, подобные организационные моменты не приносят пользы участникам.
Билеты и проживание во время европейских выставок обходятся приморскому бизнесмену до $2,5 тыс. Кроме того, вряд ли кто заметит и оценит по достоинству участников из восточной России в крупных международных форумах.