2020-05-01T08:23:21+10:00 2020-05-01T08:23:21+10:00

Страховое лобби усмотрело в лесу источник заработка

фото: pixabay.com |  Страховое лобби усмотрело в лесу источник заработка
фото: pixabay.com

На фоне потерь от лесных пожаров страховое лобби предлагает возродить дискуссию о страховании лесного фонда. Идея обязать арендаторов лесных участков покупать полис была отвергнута депутатами Госдумы в 2017 г., не поддержали ее и в 2019 г. Теперь же в поисках чиновниками экономических оснований для тушения лесных пожаров отношение к страховому механизму должно быть пересмотрено, уверены в Национальном союзе агростраховщиков (НСА).

«Прозвучавшие на совещании у президента России Владимира Путина данные МЧС о нарастании интенсивности лесных пожаров подтверждают опасную тенденцию, которая уже проявилась в прошлом году», – отметил президент НСА Корней Биждов.

В настоящее время критическая ситуация с пожарами сложилась в Сибири и на Дальнем Востоке. В Красноярском крае площадь, пройденная огнем, уже в 10 раз превысила аналогичные показатели прошлого года: 20 тыс. гектаров против 2 тыс. годом ранее. В Забайкальском крае рост в три раза: 200 тыс. гектаров, в прошлом году – 72 тыс. В Амурской области количество очагов возросло в полтора раза. В Приморье с начала года зарегистрировано уже 111 лесных пожаров на общей площади более 6,3 тыс. гектаров.

«По данным Рослесхоза, опасная тенденция наблюдается последние три года, за которые площадь лесных пожаров уже выросла в три раза – с 3,2 млн гектаров в 2017-м до 10 млн гектаров в 2019-м. При этом с 2010 г. по 2017 г. этот показатель ни разу не превышал 3,6 млн гектаров. В этой ситуации требуется принятие системных мер. В качестве одной из мер страховое сообщество предлагает инициативу по страхованию лесного фонда», – заявил Биждов.

Наиболее устойчива система страхования лесов в Швеции – она охватывает более 25% лесного фонда и более 90% коммерчески используемых лесов. Кроме того, страховые механизмы применяются в Норвегии (охват 35%), Финляндии (40%), Дании (50%), в Испании и Франции, в Новой Зеландии, Японии и Китае. Модели финансирования такого страхования различаются – так, в Китае, где застраховано более 46% лесного фонда, государство компенсирует арендаторам лесов 50% страховой премии для государственного лесного фонда и 30% – для коммерческого. При страховом случае может возмещаться как рыночная стоимость леса, так и только стоимость лесной продукции, либо стоимость восстановления лесных насаждений. Иногда полис покрывает и стоимость тушения и расчистки территории после стихийного бедствия.

При этом в России страхование лесов не распространено, за исключением случаев, в основном связанных с требованиями банков при предоставлении кредитов под залог таких участков. Между тем размер ущерба от лесных пожаров нарастает. «В 2018 г. он оценивался на уровне 15 млрд руб., в 2019-м уже на уровне 19 млрд руб.», – отметил президент НСА.

Он напомнил, что с инициативой введения страхования лесов НСА выступил в августе 2019 г. На пресс-конференции НСА представил инициативу по введению страхования лесного фонда от пожаров по восстановительной стоимости. Проект было предложено реализовать на уровне пилотных регионов Сибири и Дальнего Востока с последующим распространением на территорию РФ.

«НСА получил заинтересованные отклики из регионов Сибири и Дальнего Востока, которые поддержали предложение о создании рабочей группы. В связи с этим, НСА выступил с инициативой начать в 2021 г. пилотный проект по страхованию в трех регионах – Иркутской области, Красноярском крае и Якутии. Однако данную работу невозможно организовать только на уровне субъектов РФ, необходимы федеральные механизмы, – подчеркивает Корней Биждов. – В связи с этим НСА вновь обратился к Минприроды России с предложением вернуться к рассмотрению данной темы».

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ