2020-06-04T08:34:15+10:00 2020-06-04T08:34:15+10:00

Нездоровое поведение: как коронавирус повлиял на потребителей

фото: pexel.com |  Нездоровое поведение: как коронавирус повлиял на потребителей
фото: pexel.com

Пандемия и связанная с ней самоизоляция перекроили жизнь людей, исключив из нее целое множество «ситуаций потребления». Практически исчезли офисные чаепития, пропала необходимость наводить ежедневную красоту, многие рутинные вещи утратили свою актуальность. Как эти изменения повлияли на жизнь целых сегментов? Какими новыми покупательскими паттернами нужно пользоваться ретейлу?

«Пандемия COVID-19 сильно повлияла практически на все сферы не только экономики, но и повседневной жизни потребителей. Создается впечатление, что индустрия ретейла и FMCG оказалась в выгодном положении: россияне совершили колоссальные объемы закупок перед самоизоляцией, а продуктовые магазины оказались среди небольшого списка предприятий, работа которых не остановилась, — считает Константин Локтев, директор по работе с ретейлерами «Nielsen Россия». — Но если абстрагироваться от трехзначных темпов роста гречки и консервов, которыми не ограничивается корзина ни одного покупателя, то станет очевидно: произошла масштабная трансформация покупательских привычек, и не всем категориям товаров повезло одинаково. Продажи целых сегментов рынка замедлились или вовсе ушли в отрицательную зону из-за того, что изменились или вовсе исчезли «ситуации потребления» этих товаров. И еще более важно то, что ряд таких изменений может носить долгосрочный характер, что в конечном счете изменит ландшафт FMCG-ретейла».

Пертурбации начали происходить еще в начале марта. Представители приморского ретейла отметили резкий скачок продаж по бакалейной группе, мясной и рыбной консервации, макаронам, туалетной бумаге, антисептикам и другим товарам первой необходимости «стратегического назначения».

«Если смотреть в доле недельных продаж, спрос на вышеперечисленные группы товаров вырос не менее чем в три раза, — рассказал Денис Пажитнов, директор по продажам компании «Юнион». — Данный ажиотаж происходил в форматах крупных магазинов, в малом сегменте розничной торговли его не было. Супер- и гипермаркеты Владивостока реализовывали товары первой необходимости в очень сжатые сроки. Заявки на поставку продукции нам поступали буквально через день, с полок сметалось все. Ближе к концу апреля покупательская активность несколько снизилась, панические настроения людей «поостыли». На 30% просел спрос на кондитерские изделия, на 20% упала активность в части покупок воды в мелкой таре. Люди предпочитают приобретать пятилитровки, тогда как еще совсем недавно, до введения режима самоизоляции, очень активно раскупалась вода в небольших объемах — 0,5 и менее литров».

«В марте — апреле текущего года значительно увеличился спрос на товары длительного хранения всех категорий: крупы, макароны, консервы, туалетную бумагу и так далее. Считаю, что наблюдаемый нами ажиотаж — это следствие навязывания населению панических настроений с целью искусственного разжигания покупательской активности, — рассказала «К» представитель крупнейшей оптовой компании в Приморском крае. — Я лично наблюдала, как люди огромными партиями выносили из магазинов лапшу «Доширак», словно готовились к длительной депрессии ретейла. Но на сегодняшний день в связи с наличием финансовых проблем у населения наблюдается падение спроса по всем группам товаров. Большинство закупилось в начале кризиса, и сейчас у них либо нет нужды в покупке продукции первой необходимости, либо уже нет возможности ее приобретать».

Вета Вольгушева, руководитель отдела рекламы и пиар-направления сети супермаркетов «Самбери»: «Товарооборот в наших магазинах был зафиксирован на уровне предновогодних праздников. Но ажиотаж продолжался недолго, и вскоре, как мы и ожидали, спрос начал падать и продолжает сейчас снижаться. На сегодняшний день покупок совершается меньше, но средний чек по продажам вырос. Люди посещают магазины реже, но покупают больше».

Как и в случае с импульсными покупками, COVID-19 оказал значительное влияние на еще один сценарий потребления — офисный.

Денис Пажитнов: «Продажи упали, в том числе и за счет исчезновения туристического трафика. Ресторация продукты практически не заказывает. Но значительно выросли продажи снеков: чипсов, орехов и фисташек, семечек, сухариков, сухофруктов, попкорна, кукурузных палочек, крекеров, хлопьев, мюсли, соломки, а также рыбных снеков (кальмаров, вяленой рыбы, колечек и пр.). Того, что люди чаще всего употребляют перед телевизором. Спрос на шоколад и мороженое не увеличился. Но отмечу, что спрос на бакалею до сих пор продолжает расти».

«На товары ежедневного потребления, такие как хлеб, молоко, выпечка, кулинария и т. д., спрос упал. Видимо, покупатели предпочитают приобретать продукцию в сегменте придомового ретейла, — говорит Вета Вольгушева. — После экстренного совещания с поставщиками мы приняли решение о введении в мае беспрецедентных скидок до 50% на 200 топ-позиций: молочная, рыбная и мясная продукция, полуфабрикаты и другие. Данная акция продолжалась две недели и была приурочена ко дню рождения сети магазинов «Самбери». Так как традиционного праздника в условиях пандемии коронавируса организовать не было возможности, руководство компании решило инвестировать в скидки».

Масштабная пандемия подорвала и так называемый фешен-бизнес. Ольга Козуб, фешен-эксперт: «В текущих условиях выживут международные бренды; они, безусловно, перестроятся, переупакуются, перезагрузятся. Однако около 50% покинут фешен-бизнес, закроются многие торговые точки. Кризис вытолкнет с рынка большое количество игроков — как в высоком сегменте, так и в масс-маркете. Уже понятно, что будет сильное падение доходов и рост безработицы, что в целом драматически повлияет на спрос. Это приведет к тому, что люди еще больше будут стремиться к осознанному потреблению, в том числе и по финансовым соображениям. Отмечу, что покупательское поведение в период самоизоляции довольно быстро поменялось в сторону покупок онлайн.

После традиционного повышения спроса в дни праздников 23 Февраля и 8 Марта интерес к фешен-товарам снизился и стабилизировался в апреле. В мае в связи с потеплением люди начали приобретать в Интернете сезонные вещи, готовиться к теплому летнему сезону. Чуть менее популярными были покупки непосредственно одежды (+17%), аксессуаров (+5%), одежды для дома (+12%). Запросы на товары категории люкс увеличились на 19%. Вырос интерес к спортивной одежде.

У многих появилось время на тренировки, занятия спортом дома. В период самоизоляции наиболее активными были молодые люди до 30 лет, именно они покупали одежду в интернет-магазинах, через «Инстаграм». Вероятно, смена сезона и активные распродажи активизировали людей. Могу предположить, что привычка покупать одежду в Интернете со временем только укрепится».

За время самоизоляции активизировалось много онлайн-площадок продаж, отмечают эксперты. «Большое количество представителей онлайн-ретейла звонят нам с просьбой обеспечить их продуктами. Это говорит о том, что продажи в Интернете значительно выросли, — говорит Денис Пажитнов. — Изменился сам формат работы большинства компаний. Лично мы готовились заранее, просчитывая самый худший сценарий развития событий. Обновили телефонную базу наших клиентов. Скорректировали маршруты торговых представителей, за которые отвечают ответственные старосты. Переговорили с клиентами, озвучили, что, возможно, придется переходить на удаленный режим работы. Позднее часть наших отделов действительно была переведена на удаленную работу. Сегодня мы активно используем программы видеосвязи, планерки проводятся по утрам в онлайн-режиме. Осваиваем новые каналы сбыта, увеличиваем эффективность работы».

Эксперты уверены, что новые ситуации потребления можно и нужно встраивать в собственные продуктовые стратегии, чтобы таким образом стимулировать спрос. При текущем сценарии развития событий вряд ли стоит ожидать новых всплесков продаж, особенно на фоне снижения покупательной способности потребителей. После снятия текущих ограничений покупатели с высокой вероятностью будут активно возвращаться к стратегиям экономии: покупать только самое необходимое, отдавать предпочтение товарам со скидками, посещать магазины с демократичными ценами.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ