После дождя появляется радуга: торгово-экономическое сотрудничество Дальнего Востока с Китаем в условиях пандемии

 После дождя появляется радуга: торгово-экономическое сотрудничество Дальнего Востока с Китаем в условиях пандемии

Неожиданная коронавирусная пандемия привела мировую экономику к глубокой рецессии. Являясь важной частью делового сотрудничества между Россией и Китаем, торгово-экономическое сотрудничество Дальнего Востока с Китаем также сталкивается с небывалыми трудностями.

В настоящее время передвижение людей между Дальним Востоком и Китаем в основном приостановлено. Это напрямую привело туристическую индустрию между Дальнем Востоком и Китаем в состояние шока. Владивосток занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга в туристическом направлении по России для китайских туристов, количество которых в прошлом году составило почти 400 тыс. А сегодня не видно китайских туристов, осматривающих достопримечательности, как в прошлые годы в этот период.

Грузовые перевозки через автопереходы между Дальним Востоком и Китаем все еще работают, но пропускная способность грузового транспорта через пункты пропуска «Пограничный – Суйфэньхэ», «Полтавка – Дуннин», «Краскино – Хуньчунь» составляет только 30-40 машин в день в одном направлении, что значительно меньше по сравнению с периодом до пандемии.

Строгие противоэпидемические меры и удар по экономике привели к снижению спроса на рынках Дальнего Востока и Китая. Некоторые компании предприятия с китайским капиталом на Дальнем Востоке столкнулись с трудностями в своей деятельности.

Серьезное влияние пандемии на экономическое сотрудничество между Дальним Востоком и Китаем напрямую отражается в сокращении двусторонней внешней торговли. Согласно российским таможенным данным, общий объем внешней торговли Дальнего Востока в первом квартале этого года составил около 7,315 млрд долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ниже на 13,23%; объем импорта составил около 1,564 млрд долларов США, что выше на 3,23%, а объем экспорта составил около 5,751 млрд долларов США, что ниже на 16,83%. В том числе общий объем торговли с Китаем составил около 1,898 млрд. долларов США, что ниже на 20,52%, объем импорта из Китая составил около 693 млн. долларов США, что ниже на 20,16%, объем экспорта в Китай составил около 1,205 млрд. долларов США, что ниже на 20,72%.

За тот же период общий объем импорта и экспорта в Приморском крае составил 1,778 млрд. долларов США, что выше на 2,3%. В том числе общий объем экспорта составил 771 млн. долларов США, что ниже на 1,15%; общий объем импорта составил 1,007 млрд. долларов США, что выше на 5,51%. Общий объем торговли Приморского края с Китаем составил 896 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ниже на 11,02%. В том числе объем экспорта в Китай составил 400 млн. долларов США, что выше на 1,52%, объем импорта из Китая составил 496 млн долларов США, что ниже на 19,09%. Китай является крупным торговым партнером Приморского края, на которого приходится 50,6% общего объема внешней торговли Приморского края за тот же период.

Однако влияние пандемии является случайным внешним фактором, и основные положения экономического сотрудничества Дальнего Востока с Китаем не изменились. По мере смягчения пандемии и ее возможного завершения экономическое сотрудничество Дальнего Востока с Китаем быстро отскочит от дна, осуществит V-образный отскок и начнет новую жизнь.

Китай и Россия являются крупнейшими экономиками мира и в данный момент или в ближайшее время возобновят производство, что заложит прочную основу для восстановления и развития экономического сотрудничества между Дальним Востоком и Китаем. Китай первым в мире вышел из пандемии и полным ходом возобновляет производство. На этих днях в России также был разработан план восстановления экономики. На восстановление экономики в три этапа в течение двух лет планируется потратить около 5 триллионов рублей. Несмотря на серьезные последствия пандемии, Китай по-прежнему является вторым крупным торговым партнером на Дальнем Востоке, крупнейшим источником иностранных инвестиций и крупнейшим местом происхождения предприятий-резидентов ТОР и СПВ.

Ряд крупных проектов инвестиционного сотрудничества, запланированных к реализации на Дальнем Востоке китайскими и российскими компаниями, временно приостановленных из-за эпидемии, будут постепенно запускаться после того, как пандемия ослабнет. К ним относятся проект по производству метанола объемом 1,8 млн. тонн (на общую сумму 1,5 млрд. долларов США) совместно с Находкинским заводом минеральных удобрений, проект по производству сжиженного природного газа (на общую сумму более 2 млрд. долларов США) в городе Большой Камень и проект логистического зернового центра в Михайловском районе (общая стоимость проекта 20 млн. долларов США). Крупные китайские компании также заинтересованы в участии в проекте по разработке Баимского медного месторождения на Чукотке.

В то же время, сохраняя при этом свои первоначальные преимущества, экономическое сотрудничество Дальнего Востока с Китаем еще получает новые возможности.

Во время пандемии жизнь и режим работы людей претерпели серьезные изменения, и не мало новых областей выходят на первый план. Например, дистанционное обучение и работа, а также новые способы потребления и др. предоставляют новые возможности для сотрудничества в области информационных сетей, электронной коммерции и 5G. Возможное изменение цепочки поставок также создало благоприятные условия для расширения сотрудничества в обрабатывающей промышленности. Если практика упрощения процесса административной процедуры, принятая Россией во время пандемии, установится, то в будущем это будет способствовать дальнейшему улучшению инвестиционного климата.

В течение длительного времени объекты КПП Дальний Восток – Китай устарели, эффективность таможенного оформления невысока, что ограничивает беспрепятственную торговлю, а в период пандемии все это более проявилось. В мае этого года вице-премьер и полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю. Трутнев четко потребовал обратить внимание на строительство переходов и повысить эффективность таможенного оформления. Китай и Россия могут использовать это как возможность для модернизации переходов и создания хороших условий для расширения сотрудничества.

Вера дороже золота. Влияние пандемии на экономическое сотрудничество между Дальним Востоком и Китаем носит временный и ограниченный характер. Сотрудничество в постэпидемическую эпоху полностью готово открыть новые пути развития и принести новое благосостояние народам обеих стран.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ