Стоимость бензина марки АИ-95 по итогам торгов 17 июня на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) увеличилась, согласно национальному биржевому индексу, на 0,87% и составила 56,751 тыс. руб. за тонну. С начала июня цена тонны АИ-95 выросла более чем на 9% и достигла исторического максимума.
За среду стоимость тонны АИ-92 выросла на 0,59%, до 49,679 тыс. руб. Однако с начала июня бензин этой марки почти не подорожал, в результате разница в стоимости АИ-92 и АИ-95 выросла примерно до 7 тыс. руб. на тонну.
«Это действительно абсолютный максимум. Ситуация на рынке начала накаляться еще с конца мая, мелкооптовые цены растут каждую неделю. Глобальная причина – демпфирующий механизм, причины, непосредственно повлиявшие на рост цен, – снижение биржевых нормативов и ограничение импорта. Регуляторное вмешательство в очередной раз приводит к фантастической ситуации: падение цен на нефть приводит к росту цен на бензин. Трансляцию в розницу следует ожидать, АЗС дальше не могут работать в таких условиях», – заявил президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов назвал причиной выхода биржевых цен на АИ-95 на рекордные уровни острую нехватку АИ-95 на бирже и в мелком опте.
«Сейчас независимые АЗС работают на пределе: проблему представляет не только высокая закупочная цена бензинов, но и нехватка товара, особенно АИ-95. Тем не менее до 1 июля по понятным причинам роста цен на заправках ожидать не следует», – отметил Турукалов.
Быстрый рост биржевых цен на бензин в середине мая (на 10–11% за две недели) эксперты объясняли сокращением объемов реализации бензина на СПбМТСБ и уменьшением отгрузки бензина на внутренний рынок в целом. В начале июня Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям «в существенной мере» переориентировать экспорт нефтепродуктов на внутренний рынок.
Между тем власти продолжают обсуждать идею переноса уплаты акциза на моторное топливо с нефтеперерабатывающих заводов на АЗС. Подобная схема работала полгода в 2003 г., и от нее пришлось отказаться из-за сложностей с документооборотом, взаиморасчетами, контролем и собираемостью налогов. В дальнейшем нефтяные компании неоднократно предлагали к ней вернуться. Они владеют большинством крупнейших НПЗ в России, налоговая нагрузка на которые весьма высока, а вот доля принадлежащих им АЗС по стране составляет меньше половины. Впрочем, всякий раз предложение нефтяников отклонялось из-за сложностей его внедрения в жизнь.
Сейчас НПЗ несут убытки, выплачивая акциз на весь объем произведенного автотоплива, независимо от того, было ли оно продано или осталось в хранилище. «С точки зрения вертикально-интегрированных компаний, кто будет плательщиком акциза – собственные НПЗ или собственные АЗС, не важно, а вот независимым АЗС поначалу придется очень сложно, поскольку нужно будет ужесточить систему учета топлива», – сказал руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов.
Потребителей в первую очередь интересует вопрос цены, изменится ли она в случае изменения схемы уплаты акциза. С точки зрения экспертов, акциз уже заложен в потребительские цены, но уплачивается на этапе отгрузки топлива с НПЗ. Поэтому перенос уплаты акциза не окажет влияния на стоимость.