Вслед за проектами «Демография», «Здравоохранение» и «Доступное жилье», по каждому из которых власти планируют переписать целевые показатели, на свалку истории может отправиться нацпроект развития малого и среднего бизнеса, сообщает KONKURENT.RU.
Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработан Минэкономразвития РФ на период до 2024 г. Его структура включает пять федеральных проектов: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, акселерация субъектов МСП, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, популяризация предпринимательства. На реализацию нацпроекта планировали выделить 481,5 млрд руб.
К 2024 г. власти рассчитывали, что доля малых предпринимателей в ВВП достигнет 32,5%, а численность занятых в секторе – 25 млн человек. Но эти показатели власти считают невыполнимыми в связи с кризисом и планируют исключить их из целей нацпроекта, рассказали источники, близкие к правительству и Минэкономразвития.
Вместо этого МЭР предлагает поставить три другие цели. Это внедрение новой цифровой платформы «одно окно», создание условий для стимулирования роста МСП (перехода микропредприятий в малые, а малых – в средние) и вовлечение граждан в предпринимательство (прежде всего за счет роста числа самозанятых).
Новые цели будут общественно значимыми, поясняют источники: они призваны улучшить качество жизни граждан, а также бизнес-среды. При этом правительство уже одобрило новый подход, а Минэкономразвития работает над конкретизацией плана.
В начале текущего года Счетная палата РФ заявила, что в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» заложено серьезное несоответствие: одни лица получают средства, а другие – несут ответственность за достижение целей. Речь идет о том, что получатели субсидий не отвечают за достижение его целевых показателей (численность занятых в сфере МСП, доля МСП в ВВП, его доля в несырьевом экспорте), а лица, ответственные за достижение показателей, не влияют на распределение средств и, как правило, не владеют информацией о деятельности получателей ресурсов.
Около 63% средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию нацпроекта (более 260 млрд руб.), до 2024 г. должны были направить Корпорации МСП, в Банк МСП, а также другим российским банкам с целью увеличения объема льготных кредитов для малого и среднего бизнеса. При этом за развитие МСП в регионах прежде всего отвечают губернаторы: им выставлены персональные KPI по увеличению числа занятых в этой сфере, подчеркивают аудиторы.
Сама программа субсидирования, по оценке Счетной палаты, не обеспечивает решения задачи по росту льготного кредитования малого и среднего бизнеса. По состоянию на 1 ноября 2019 г. субъекты МСП получили кредитов на 131,3 млрд руб. при целевом показателе – не менее 1 трлн руб.
В 2020–2022 гг. в Приморье планировали направить по нацпроекту более 1 млрд руб. по трем направлениям: «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Популяризация предпринимательства». Предполагалось, что только 2020 г. благодаря полученному финансированию в крае будут созданы около 160 новых субъектов малого и среднего бизнеса. 1 100 предпринимателей и самозанятых граждан получат меры поддержки, не менее 60 будут выведены на экспорт.