С 70-х годов прошлого столетия в Музее природы Дальневосточного морского заповедника, что на полуострове Ликандера, хранится «младший брат» Юки – мамонтенок Дима. Точнее, его точная гипсовая копия.
В 2014 г., в рамках Года культуры в России, во Владивостокском филиале Эрмитажа проходила палеонтологическая выставка, посвященная 130-летию Приморского краевого отделения Русского географического общества. Центральным экспонатом выставки стала самка мамонта по имени Юка, найденная в Усть-Янском улусе Республики Саха (Якутия), на побережье моря Лаптевых. Предположительный возраст находки – от 6 до 11 лет, при этом на Земле мамонтиха обитала около 39 тыс. лет назад. Считается, что данный образец шерстистого мамонта сохранился лучше всех тех, что когда-либо были найдены на протяжении всей истории мировой палеонтологии.
Однако летом 1977 г. весь научный мир потрясла сенсационная новость о том, что на ручье Дима в Магадане был найден мамонтенок, погибший предположительно в возрасте 7–8 месяцев. Тело животного, пролежавшее в мерзлоте около 40 тыс. лет, поддел ковшом экскаватор золотостарательской артели «Знамя».
Вероятно, когда-то истощенный мамонтенок провалился в яму, заполненную водой, и захлебнулся, не сумев оттуда выбраться. Рост детеныша составлял 98 см, вес – около 70 кг. Облик мамонтенка сохранил все прижизненные черты: мягкие обводы головы и туловища, относительно массивные ноги. Цвет 7-сантиметровой шерсти – коричневый или желтоватый. Прекрасно сохранились и внутренние органы, но все они оказались сильно обезвожены и сплющены.
Через четыре дня после обнаружения детеныша к ручью Дима прибыли ученые. Уложив мамонтенка в ящик с опилками, отправили в Магадан, где он хранился и выставлялся довольно долгое время. Кстати, этот уникальнейший случай привел в Магадан множество ученых мирового уровня в области палеонтологии, а вдогонку полетели поздравительные правительственные телеграммы.
Еще бы, ведь мамонтенок, в честь ручья получивший имя Дима, сохранился практически на 100%, не считая правого бока, срезанного ножом ковша (кстати, именно поэтому на всех фотографиях он лежит на левом). Через этот срез врач-патологоанатом провел операцию по извлечению внутренних органов, исследование которых дало множество уникальных материалов по анатомии, морфологии, гистологии и биохимии мамонтов.
После того как внутренности были взвешены, описаны, а затем законсервированы, труп мамонтенка доставили в Ленинград, в Зоологический музей АН СССР. Здесь и возник вопрос о его сохранности. Один из ученых предложил залить тело воском. Диму пропитали парафином 80-процентной концентрации. В результате естественный серый цвет ископаемого слоненка превратился в черный.
До обнаружения в 2007 г. мамонтенка Любы Дима был единственным в мире полностью сохранившимся экземпляром ископаемого гиганта, чем и снискал широчайшую популярность. Вместе с другими экспонатами мамонтовой фауны этот детеныш объездил весь мир, причем в одном из первых путешествий за рубеж, в Англию, Диму даже застраховали на 10 млн фунтов стерлингов. Не единожды побывал он и практически во всех городах Японии.
Тем временем в Ленинграде сделали четыре копии мамонтенка. По одной из них отправили в Москву, Магадан и во Францию. А четвертая в 1979 г. была подарена Зоологическим музеем Музею моря на острове Попова, где и находится по сей день. И в последнее время начинает возрождаться традиция посещения этого музея жителями и гостями Владивостока. В частности, в День музеев проводится экскурсия по ночному музею «В гостях у мамонтенка Димы» – первого в мире полностью сохранившегося мамонта.
Хотелось бы совершить небольшой экскурс в историю Музея моря, где находится копия мамонтенка Димы. В 1977 г. на острове Попова, в бывшем совхозе по разведению норок, силами ученых-энтузиастов был открыт музей «Природа моря и ее охрана». Этот музей стал предтечей создания Дальневосточного морского заповедника и впоследствии – его структурным подразделением. Много лет вынашивавшие идею создания заповедника на островах ученые между тем получали сильное противодействие со стороны хозяйственников «Дальрыбы», использовавших акваторию для промысла. Сломить такую глыбу ученым было не под силу, пока в новый музей не вошел первый секретарь крайкома КПСС и, впечатленный тем, что увидел, выдал соответствующие указания. Военные, которым принадлежали острова, недолго сопротивлялись и, наконец, оставили заповедник в покое.
Существует немало интересных фактов и забавных случаев, связанных как с мамонтенком Димой, так и с Музеем моря. Приведем здесь несколько из них.
Как-то на пороге музея появилась сама Алла Пугачева со своей дочкой Кристиной. С интересом походила по музею, оставила свой автограф в книге отзывов. Кристине особенно приглянулся Дима. Когда прима выходила из музея, к ней за автографом подбежала местная рыбачка: «Спой-ка для нас, Аллочка, «Эй, вы, там, наверху!» Страсть как люблю эту песню!» Алла Борисовна, оглядев поклонницу, в свою очередь предложила ей: «А вы поймайте голыми руками рыбу!» Островитянка опешила: «Да как же ее без удочки, без сетей поймаешь?» «Вот и я без микрофона и без аппаратуры не пою», – изрекла примадонна.
А недавно музей посетил бывший пилот вертолета, выполнявший полеты над территорией Крайнего Севера. Летчик оказался настолько впечатлен Димой, что привез в дар музею два обломка от мамонтовых бивней, которые обнаружил во время одного из своих вылетов.
В 1980-е Дима стал героем известного советского мультфильма «Мама для мамонтенка». По сюжету Дима чудом выжил, в то время как весь его вид вымер, – сохранился в вечной мерзлоте, а потом оттаял и теперь ищет маму. Он отправляется на льдине в плавание, достигает Африки, где и находит новую маму – современного слона.
Байки Тихоокеанского флота также сохранили предание о «воскрешении» Димы.
«Наша подводная красавица всплывала иногда на сеанс связи и принимала всякую всячину о жизни в нашей стране и за рубежом, – вспоминал подводник ТОФ Александр Покровский. – Полученную информацию у нас подписывал зам, после этого ее вывешивали в третьем отсеке, на средней палубе. И тут мы принимаем известие насчет мамонтенка Димы – мол, открыли его, отряхнули, и теперь он по Англии путешествует и английская королева его там наблюдает. И решили наши люди среди радистов зама разыграть.
Дело в том, что зам у нас безоговорочно верил каждому печатному слову – просто завораживало оно его. Вот они и напечатали ему, что в нашей стране, известной своим отношением к материнству и детству, отрыли из вечной мерзлоты мамонтенка, оживили его, назвали Димой и отправили в Англию, чтобы показать английской королеве.
Как только зам прочел про Диму, у него все мозги перетряхнуло: до того он обрадовался за советскую науку. Он даже бредить начал – попросту сошел с ума, тронулся. Все ходил и заводил соответствующие разговоры. Станет рядом и начнет вполголоса бубнить: «Мамонтенок Дима, мамонтенок Дима… Советская наука, советская наука…»
У нас потом вся автономка была уложена на этого мамонтенка Диму: и тематические вечера, и диспуты, и концерты – все шло под лозунгом: «Мамонтенок Дима – дитя советской науки!»
Когда мы пришли к родным берегам, зам тут же примчался в политотдел и сунул под нос начальнику политотдела свой отчет за поход. А там на каждом листе был мамонтенок Дима!
— Какой мамонтенок? – остолбенел начпо.
— Дима! – обрадовался зам.
— Какой Дима? – не понимал начпо.
— Мамонтенок, – веселился зам.
— Какой мамонтенок?!
— Советский…
— М-да… – сказал начпо. – Сказывается усталость личного состава, сказывается…»
Но это все байки. Правда же в том, что в августе 2015 г. в Якутии, в вечной мерзлоте, были обнаружены прекрасно сохранившиеся детеныши тигрольва, который также водился когда-то в Приморье и которого, к слову, принято решение клонировать.
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»