Продать — хочу, кому — не знаю. Бизнес Приморья избавляется от своих активов

фото: pexels.com |  Продать — хочу, кому — не знаю. Бизнес Приморья избавляется от своих активов
фото: pexels.com

Приморские предприниматели все чаще задумываются об уходе из бизнеса, и особо активно пытаются решить этот вопрос владельцы турбаз, мелких магазинов и салонов красоты.

Из-за серьезных потерь в эпоху коронавируса малые и средние предприниматели Приморья начали массово выставлять на продажу свои заведения и предприятия. На известном сайте «К» обнаружил более 300 таких объявлений. Цены колеблются от 20 тыс. руб. за обычную франшизу и до 100 млн и более – за мини-гостиницы, салоны красоты, автосервисы, турбазы и прочее.

По оценке экспертов, ежедневно на продажу выставляется 7–8 новых бизнесов. А самое трагичное, что о критичной ситуации в экономике можно только догадываться. Во-первых, почти у всех компаний МСБ примерно в середине апреля возник существенный кассовый разрыв, измеряемый как минимум в 30–50% оборота, то есть миллионами рублей даже у среднего заведения. Такой разрыв стал следствием ряда причин: это и 14-дневная отсрочка оплаты поставщикам за сырье и продукты, купленные в успешном высокооборотном марте, и не компенсированная выручкой апреля, и оплата высокой мартовской заработной платы, также не компенсированная в последующем месяце. Помимо этого, свою лепту в ситуацию внесли формальные задержки с оплатами от плательщиков и перекрытие границ, создавшее задержку важных для региона поставок.

Во-вторых, очень сильно подорвала деятельность приморских предпринимателей ситуация с арендной платой. Ведь только часть арендодателей соглашалась на дисконтирование либо на рассрочку или отсрочку аренды.

Илья Те, предприниматель: «Хочется низко «поклониться» правительству, сделавшему для облегчения таких переговоров конкретно ничего. Поскольку отсрочка аренды, «дарованная» властью арендаторам федеральной и муниципальной собственности, была рассчитана не на бизнесменов, а скорее на околовластных рантье, которые потом эту государственную собственность пересдавали реальному бизнесу по завышенному тарифу, да еще и «в серую».

Нисколько не легче складывалась ситуация и с фискальными органами. Налоговики, конечно, дали отсрочку, но долги не простили. В любом случае их придется оплачивать в неопределенном и непредсказуемом для бизнеса будущем. Еще одна проблема – высокая закредитованность малого и микробизнеса, который не был готов к полной остановке деятельности на несколько месяцев.

Илья Те: «Чтобы хоть как-то компенсировать кассовый разрыв, абсолютно все предприниматели, с которыми я общался, обсуждая «коронавирусный» период, использовали собственную «кубышку», накопленную до пандемии. И, поверьте, очень многие расходовали не только собственные накопления, но и были вынуждены брать в долг или оформлять кредиты. А как их оплачивать в условиях исчезнувшей прибыли?»

Надежда Ткаченко, генеральный директор ООО «Минерал-1» (сеть ювелирных магазинов «Золотой ажур»): «Один из главных факторов банкротства многих бизнесменов – высокая закредитованность. Нашу компанию спасло то, что мы не имеем ни рубля кредитной задолженности перед банками. Ситуация следующая: правительство ввело налоговые преференции на второй квартал этого года и предоставило материальную помощь малому и среднему бизнесу в части выплат денежных средств на сотрудников, однако воспользоваться данными возможностями смогли единицы. У большинства представителей малого и микробизнеса в силу понятных обстоятельств накопились долги за первый квартал. Так что инициатива власти их никак не коснулась».

Одна из наиболее пострадавших в период карантина отраслей – ресторанная сфера. Компании, не имевшие до карантина существенного объема доставки и самовывоза, пережили этот период особенно болезненно – вплоть до закрытия заведений.

Илья Те: «К моему удивлению, наша компания пережила период карантина достаточно ровно. Это связано с тем, что задолго до карантина у нас имелся сегмент «доставка и самовывоз». Именно они нас спасли, поскольку в апреле объемы доставки и самовывоза существенно и логично выросли. Резко сократились они только в июле, после снятия карантина. Да, продажи в зале исчезли совсем. Доставка/самовывоз не компенсировали этот объем даже вполовину. Но вкупе с сокращением штата и отсрочкой/рассрочкой аренды они дали необходимый эффект. Весь период карантина наш баланс доходов и расходов болтался где-то в районе нуля, что для подобного рода кризиса довольно неплохо».

Павел Куксов, основатель и соучредитель ресторанов «Молоко и мед», Crust, Sunset Ashram, Cuckoo, Mono Coffee, Umami, сети «Пекарен Мишеля»: «Мы успели среагировать в самом начале кризиса и переориентировали большинство своих заведений с офлайн-продаж на доставку. Это дало нам возможность выжить – пусть и без прибыли, но с окупаемостью текущих расходов. Сейчас, когда ресторанная отрасль оживает, мы даже приобрели заведение, которое было выставлено на продажу, в торговом центре с хорошим трафиком, перестроили его работу и открываем в новом формате».

В целом рестораторы признаются, что после снятия карантинных мер покупательная способность резко не возобновится, поскольку доходы существенной части населения упали. При этом закупочные цены почти на все категории товаров выросли.

«О какой инфляции в 3% по итогам года говорит правительство, я не понимаю: у нас по отдельным категориям продуктов скачок на 15% в месяц наблюдается. И, конечно, на гостевой поток в рестораны влияет не исчезнувший до конца страх. Многие люди, даже те, кто в целом не боится «короны», стараются ограничить выходы в общественные места без необходимости. Поэтому ни о каком росте доходов в общепите в ближайшие месяцы речь не идет вообще. Наоборот, восстановительный период продлится достаточно долго, и за это время закроется еще какая-то часть заведений», – поясняет Илья Те.

Гораздо лучше обстоят дела у торговых центров. Как рассказал Андрей Рысенков, руководитель отдела продаж в ESTATE GROUP, часть компаний-арендаторов, конечно, покинула рынок, освободив коммерческие помещения. С другой стороны, некоторые предприниматели воспользовались этим, заполучив по хорошей рыночной цене помещения, в которые было сложно зайти ранее.

«Так или иначе, уже летом началась ротация. Высоким спросом начали пользоваться торгово-складские помещения (некоторые стали уходить практически полностью в онлайн). Мы приступили к отработке заявок от новых арендаторов. Развиваем направление торгово-складской недвижимости и востребованную сегодня услугу по управлению коммерческой недвижимостью, которая позволит договориться с действующим арендатором и потерять минимум на экспозиции помещения», – рассказал Рысенков.

Количество объявлений о продаже готового бизнеса бьет все рекорды. Однако вкладывать средства в такую покупку нет никакого смысла, уверены «выжившие» предприниматели, поскольку деньги сейчас совсем ничего не стоят. Те, кто сумел спрогнозировать развитие ситуации еще в декабре и правильно расценил первые тревожные «звоночки», еще более полугода назад избавились от компаний по нормальной рыночной цене, понимая, что не вытянут бизнес в ближайшем будущем.

«Все надеялись на лучшее, а получилось… как всегда. И перспективы, на мой взгляд, совсем не радужные. Предприниматели продолжат закрываться. Единственное, чему всех нас научил коронавирус, – это то, что не стоит недооценивать онлайн-торговлю. Для нашей же компании кризис стал мощным толчком в развитии рынка онлайн-продаж», – отметила Надежда Ткаченко.

Илья Те: «Если у вас есть бизнес, который вы хотите продать, – продавайте. Другой вопрос, купит ли его кто-нибудь. Думаю, вряд ли. Грамотный человек, имеющий опыт в сфере общественного питания, может купить у вас оборудование, мебель или даже продукты с существенным дисконтом. Но ваш бизнес ему не нужен, это 100%. Потому что в стоимость бизнеса продавец обычно вкладывает все свои затраты, включая собственные усилия, время, переплаты за детали интерьера и «фишки», за цену бренда, разработку оригинального меню и еще за миллион нюансов. Но покупателю все это не нужно, так как он понимает, что все придется менять, ломать, создавать заново».

Алексей Дешпет, финансовый директор ООО «Примполимер»: «Продать бизнес в стадии банкротства в принципе невозможно. Есть шанс выручить деньги частично, реализовав какие-то «запчасти» типа мебели или оборудования. Недавно, например, я слышал про продажу туристического аккаунта с базой подписчиков для переквалификации в аккаунт доставки суши. Возможно, такое предложение кому-то покажется интересным. Одно ясно: перспективы для МСБ сегодня неутешительные даже в условиях сохранения льгот по налогообложению и субсидированию части затрат».

«Безусловно, многие магазины, в том числе и федеральные, закрылись, не выдержав период карантина. Но хочу отметить, что на рынок повлияла не только ситуация с коронавирусом. Открывая торговые точки, предприниматели зачастую не учитывают факторы риска в соотношении с возможной прибылью. В итоге из-за неграмотного подхода многие магазины были заведомо убыточными, пандемия только поспособствовала их уходу с рынка», – уверена Надежда Ткаченко.

Игорь Бакланов, учредитель ГК «Юниверсал Групп», рассказал: «Большая часть компаний работала и до пандемии на грани выживания, а такой удар, как вынужденная самоизоляция, их просто похоронил. Многие мои знакомые не смогли справиться с навалившимися проблемами. Большинство занималось туризмом. Их потери исчисляются миллионами рублей, и никакие из действующих программ по поддержанию пострадавших от пандемии им не смогли помочь. К счастью, наша компания имеет опыт прохождения нескольких кризисов, включая финансовый мыльный пузырь 2008 г. Поэтому мы смогли заранее спрогнозировать ситуацию, просчитать риски и оптимизироваться.

Что касается продажи бизнеса, то продавать его логично на подъеме экономики, а не на спаде. В целом же нынешняя ситуация более похожа не на системную политику по выходу из кризиса, а на управляемый хаос. Такое положение дел удобно тем, кто у руля, и тем, кто приближен к рулящим. Что тут скажешь? В мутной воде ловить рыбу легче. МСБ в очередной раз оказался за бортом и без средств к спасению, поэтому выплывут лишь сильнейшие».


Самые свежие новости от KONKURENT.RU в Telegram


 

Комментарии (2)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
сакура 1 месяц назад
0 1
Как всегда помогают только своим, что тут скажешь, своя рубаха ближе к телу. А утопающим, дело рук самих утопающих.
Рэд 1 месяц назад
0 0
Чего и следовало ожидать.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ