Чиновники потеряли счет количеству госкомпаний

pixabay.com |  Чиновники потеряли счет количеству госкомпаний
pixabay.com

Анализ Счетной палаты РФ выявил ряд системных проблем в сфере управления организациями с госучастием. 

Одна из проблем – отсутствие достоверной информации о количестве АО и ФГУП, подконтрольных государству. В настоящее время единственной системой, которая агрегирует информацию о количестве АО и ФГУП, является ФГИАС «Единая система управления государственным имуществом» (ФГИАС ЕСУГИ), за ведение которой отвечает Росимущество. Однако сведения этой системы не совпадают с аналогичными данными других информационных ресурсов (Росстат и ФНС России). 

Нет полноценной информации и о результатах финансовой деятельности организаций с госучастием. Так, Минэкономразвития России в свои отчеты для правительства включает сведения только о деятельности 10 крупнейших АО. Это всего 1% от их общего количества. В результате более 90% АО находятся в «серой зоне», и их деятельность никак не анализируется. При этом выборочный анализ материалов по этим АО показал, что многие из них нестабильны или имеют отрицательную динамику. А вознаграждение их руководства может превышает зарплату работников в 20 раз.

Отдельная проблема – ведомственное закрепление ФГУП и АО. Проверка показала, что единых принципов в этом вопросе не установлено. В результате некоторые предприятия и общества закреплены за ведомствами без учета их отраслевой специфики. Например, за Минобрнауки России числятся 114 сельскохозяйственных предприятий.

Кроме того, есть так называемые ФГУП «без ведомственной принадлежности». По факту ими управляет Росимущество, но при этом ведомство не отражает информацию о таких предприятиях в бюджетной отчетности о финансовых вложениях.

Что касается АО, то в 90% из них права акционера от имени Российской Федерации осуществляет Росимущество. В остальных 10% эти функции возложены на 14 отраслевых госорганов и госкорпораций. При этом объем полномочий ФОИВ и госкорпораций различается.

Не урегулированы вопросы дивидендной политики. В частности, отсутствуют общие подходы к определению размера чистой прибыли и дивидендов, перечисляемых в доход федерального бюджета. Не решены вопросы применения разных систем финотчетности при расчете размера дивидендов – международной (МСФО) и российской (РСБУ). 

Анализ показал, что большую часть поступлений дивидендов (97% совокупного размера) обеспечивают только 20 АО, то есть всего 2% от их общего количества. В то же время свыше 500 компаний в 2017–2019 гг. вообще не перечисляли дивиденды в доход бюджета. 

Также были выявлены случаи, когда одни и те же лица являлись представителями государства в органах контроля и управления компаний (от 4 до 20 АО одновременно), при этом оценка эффективности их работы не проводилась. 


Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram


 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ