Вокзал мог стоять и на реке Объяснения
В 1890 г. существовало три варианта места под строительство железнодорожного вокзала Владивостока: долина реки Объяснения со стороны Уссурийского залива, район Первой речки, а также место на берегу Золотого Рога рядом с торговым портом. На последнем варианте и остановились члены комитета по строительству Сибирской железной дороги. Тогда же архитектор А.Базилевский приступил к разработке проекта вокзала и здания управления железной дороги.
Но прежде была заложена железная дорога. 19 мая 1891 г. состоялось событие, ради которого по большому счету и прибыл к нам августейший гость — наследник российского престола цесаревич Николай. 17 марта 1891 г. император Александр III издал рескрипт, направленный на имя путешествующего морем цесаревича Николая Александровича, где говорилось: «Ваше императорское высочество, повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги (...) возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению за счет казны распоряжением правительства Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути».
Выполняя волю отца, цесаревич «дал отмашку» строительству Транссибирской магистрали на берегах Тихого океана и, призывая в помощь Господа Бога, выполнил ритуал закладки этой грандиозной стройки века. 19 мая «в двух с половиной верстах от города (район Первой речки, который тогда еще был загородом. — Прим. авт.) соизволил лично наложить в приготовленную тачку земли и свезти ее на полотно строящейся железной дороги».
День 19 мая 1891 г. ознаменовался еще одним событием с участием наследника российского престола — состоялась торжественная закладка Владивостокского железнодорожного вокзала. Цесаревичу подали на серебряном блюде молоток и лопату, а также в специальной чаше раствор цемента. И Его Императорское Высочество, перекрестившись, вложил в специальную каменную нишу серебряную доску и тщательно замуровал ее «на веки вечные».
Первое здание вокзала было готово к 1 июля 1894 г. Это было одноэтажное каменное строение «пассажирского вокзала 2-го класса, прямоугольного в плане, с входным ризалитом и двумя двухэтажными башнями по торцам основного объема». То есть первоначально наш вокзал был вовсе не таким, каким мы привыкли его видеть. Возле него был обустроен сад, который огородили забором. А в 1902 г. вокзал озарился светом собственной электростанции.
Нет предела совершенству
Спустя полтора десятка лет после постройки здание вокзала было реконструировано (в 1907-1912 гг.) по проекту архитектора В.де Плансона (подрядчик Ф.Никлевич), что обошлось в 240 тыс. руб. 5 февраля 1912 г. состоялось его торжественное открытие. Это было уже совершенно другой здание. Выстроенное из серого гранитного песчаника, доставленного с острова Русского, с выкрашенным в цвет слоновой кости фасадом, оно было существенно увеличено в размерах. Изменилось внутреннее расположение помещений. Потолок вокзала был расписан, по преданию, картинами с библейскими сюжетами. Надстроенный второй этаж соединялся двумя виадуками с привокзальной площадью, причем один из них представлял собой «крытый и отапливаемый вестибюль, а другой остается открытым, в нижнем этаже (вокзала) — пассажирское здание является островным, так что пути проходят с двух его сторон». Фасад был украшен изразцовыми изображениями герба Приморской области; воином-всадником, которого до недавнего времени принимали за Георгия Победоносца; мифических птиц Сирин и Алконост, символизирующих радость и печаль, и других символов-картинок. Крышу над входом венчал бронзовый двуглавый орел с короной, распростерший крылья, символизирующий и неразрывную связь Восточной и Азиатской части империи, и могущество России.
Новое здание вокзала, напоминавшее архитектурные шедевры России XVII в., сразу же после открытия стало главной достопримечательностью Владивостока. Автор проекта В.де Плансон, осуществивший идею московского архитектора Ф.Шихтеля, мечтавшего построить в конечных пунктах всех железных дорог, берущих начало в Москве, здания вокзалов в традициях древней русской культуры, что символизировало бы единство и неделимость России, был удостоен специальной награды Российской императорской академии художеств «за архитектурное решение вокзала в русском стиле» (во многих публикациях и краеведческой литературе архитектором нашего вокзала ошибочно называют Н.Коновалова. — Прим. авт.). Столичный журнал «Нива» в том же 1912 г. отмечал, что Владивостокский вокзал является лучшим на всем пути Великой Сибирской железной дороги, как тогда называли Транссиб.
Потускнело серебро, украли золото, ниспровергли двуглавого орла
Разруха в жизни Владивостокского вокзала началась в годы гражданской войны и интервенции. Сначала он пострадал от артиллерийского обстрела: осенью 1919 г. стены и крыша были изувечены снарядами, часть помещений выгорела от пожара. Правда, уже на следующий год вокзал подремонтировали, однако прежний его внешний и внутренний облик уже был не тот, часть архитектурных элементов была утрачена. Затем, после установления советской власти в Приморье, вокзальное здание вновь подверглось погрому, с его крыши с пролетарской ненавистью сбили двуглавого орла, ободрали значительную часть изразцовых барельефов, забелили художественную роспись потолка и стен пассажирского зала, растащили медно-бронзовые символы и атрибуты ненавистной старой России...
Шли годы, здание вокзала ветшало и приходило в упадок. Лишь в 1936 г. новая власть нашла силы на косметический ремонт. Тогда же художник Г.Григорович расписал в стиле сталинского соцреализма внутренние интерьеры. В 1956 г., уже в эпоху Н.Хрущева, вокзал вновь слегка подремонтировали, а художник В.Герасименко расписал потолок кассового зала, создав панно на сюжет «наша великая Родина», где вместо библейских персонажей значились рабочие и колхозницы. В 1969 г. была проведена еще одна «реставрация», в результате чего вокзал окончательно утратил свой исторический вид. Все что можно еще было отодрать и закрасить из царского облика, отодрали и закрасили, а фасад окрасили в зеленый цвет, что в корне изменило его облик. Говорят, это случилось потому, что краска для этих целей в достатке была только зеленого цвета.
Возвращение исторического облика
Возрождение вокзального комплекса приходится на первую половину 90-х гг. ХХ в. К этому времени он пришел в аварийное состояние. Правда, средства на его ремонт и реставрацию Владивостокскому отделению ДВЖД удалось изыскать не сразу. А потом был международный конкурс среди строительных компаний. Победила в нем известная итальянская фирма «Тегола канадези», которая до этого придала современный облик морскому вокзалу. Говорят, что президент «Тегола канадези» Луциано Маццер, увидев впервые наш железнодорожный вокзал, был изумлен: «Мама мия! Париж, XVII век!».
Многие строительные материалы заморские мастера привезли с собой: специальную водоотталкивающую штукатурку, краску, стекло, рамы, около 2 тыс. кв. м листовой меди для кровли крыши. После ремонта, которого здание вокзала не видело около 85 лет, начались реставрационные работы по восстановлению первозданного вида внутренних помещений, утраченных символов и атрибутов царской эпохи, т.е. возрождение его первоначального облика. И, надо сказать, во многом это удалось сделать упорным трудом иностранных строителей и отечественных специалистов, по крупицам собиравших сведения о тех или иных уничтоженных элементах оригинального интерьера, старой майолики. Причем наши керамисты изготовили и сотни новых изразцов — искусно выполненные копии со старых образцов. А в одной из итальянских мастерских по архивным чертежам удалось воссоздать и утраченного двуглавого орла, венчавшего некогда крышу нашего вокзала.
Георгий Победоносец оказался Александром Македонским
В ходе реставрационных работ случились и некоторые любопытные открытия. К примеру, издавна считалось, что на фасаде вокзала было, кроме прочего, изразцовое изображение Георгия Победоносца, святого небесного покровителя русского воинства. Однако краеведу Нелли Мизь удалось установить, что всадник на коне с мечом в руке — это не кто иной, как Александр Македонский, о чем свидетельствовала и надпись на изразце на древнерусском языке. Как выяснилось, этого чужеземного полководца также почитали в прошлом на Руси.
После ремонта и реставрации железнодорожный вокзал, обретя вторую молодость, вновь стал радовать взгляд местных жителей и гостей Владивостока, став поистине парадными воротами города нашенского и его фирменной «визитной карточкой». А установленный на перроне знак «9288 км» подчеркивает, что именно столько верст не только разделяет, но и соединяет замечательный русский город на берегу Тихого океана со столицей нашей родины.