Эксперты обнулили грандиозный проект в Приморье

фото KONKURENT |  Эксперты обнулили грандиозный проект в Приморье
фото KONKURENT

Проект строительства «Восточной нефтехимической компании» (ВНХК), возможно, изначально был инвестиционно привлекательным (в том числе и для самой «Роснефти») и реализуемым. Однако неоправданное расширение за счет нефтеперерабатывающей части при одновременном отказе от глубокой реконструкции собственных заводов привело к раздуванию стоимости и отказу государства поддержать проект. Такие выводы содержатся в докладе Института развития ТЭК, сообщает KONKURENT.RU.

Напомним, глава «Роснефти» Игорь Сечин летом текущего года заявил, что компания готова вернуться к реализации проекта ВНХК в ТОР «Нефтехимический». «Для этого нам нужен стабильный налоговый режим, который позволил бы планировать экономику этого предприятия минимум на 30 лет», – говорил  Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным.

Проект строительства ВНХК был приостановлен после того, как в России начался процесс завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. В частности, к 2024 г. должна быть обнулена экспортная пошлина с текущих 30% при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Однако, как рассчитали эксперты Института развития ТЭК, «Роснефть» неоднократно пыталась привлечь партнеров и реализовать проект самостоятельно на протяжении 10 лет, причем действуя ранее в гораздо более благоприятных для отрасли обстоятельствах.

«Главный аргумент, к которому в последние месяцы апеллирует «Роснефть», – строительство ВНХК позволит решить многолетнюю проблему дефицита топлива и, как следствие, его дороговизны в регионах Дальнего Востока. Однако эта аргументация была детально рассмотрена и опровергнута еще в 2013 г. в ходе комплексной оценки проекта, которую провело головное предприятие отрасли ОАО «ВНИПИнефть», – говорится в докладе института.

Первое, на что обращают внимание специалисты ВНИПИнефти, – выбор местоположения завода. Так, географическое расположение ВНХК в конце экспортного нефтепровода вблизи морского порта Находка характерно для экспортно ориентированного предприятия.

На 6,2 млн кв. км округа в настоящий момент действуют всего два нефтеперерабатывающих завода: Хабаровский и Комсомольский суммарной мощностью всего 14 млн тонн. «Размещение одной столь значительной мощности ВНХК на юге Приморского края не обеспечит оптимального решения задачи эффективного обеспечения нефтепродуктами всей территории ДФО», – констатировали авторы исследования.

Помимо длинного транспортного плеча, логистику перевозок нефтепродуктов ВНХК в такие регионы ДФО, как Хабаровский край, Якутия или Амурская область, будет осложнять необходимость перевозок по железной дороге навстречу потоку нефти и нефтепродуктов, следующих в восточном направлении для экспорта через дальневосточные порты. Даже при реализации предлагаемой концепции строительства, которая приведет к ликвидации нефтепродуктов в ДФО и достижению их избыточного производства, цены на топливо в регионах Дальнего Востока будут характеризоваться повышенным уровнем.

В Институте развития ТЭК уверены, что дефицит моторного топлива на Дальнем Востоке давно мог быть решен куда менее сложными и затратными средствами – просто за счет увеличения существующих мощностей по производству автомобильного топлива.

«Заводы, расположенные на Дальнем Востоке и Сибири, изначально рассчитанные на снабжение дальневосточных регионов, могли бы только за счет программ реконструкции производить свыше 3 млн тонн автобензинов и свыше 5 млн тонн дизельного топлива дополнительно. Как результат, уже к сегодняшнему дню баланс моторных топлив в ДФО был бы положительным. К 2032 г., при сохранении имевшейся тенденции, мог бы возникнуть дефицит дизельного топлива в 0,5 млн тонн, при профиците автобензина 0,4 млн тонн. Дефицит дизтоплива носит «чисто условный характер», так как легко мог бы восполняться поставками Омского НПЗ», – подчеркивается в докладе института.

Для экспертов и ориентир ВНХК на экспорт не выглядит привлекательным решением с точки зрения инвестиций. Как факторы повышенного риска, приводится серьезная конкуренция на рынках АТР как со стороны местных производителей, так и со стороны ближневосточных компаний.

Так, недавно в провинции Шаньдун (восточный Китай) начато строительство гигантского нефтехимического комплекса Yulong мощностью 20 млн тонн в год и стоимостью $20 млрд. НПЗ мощностью 400 тыс. баррелей в сутки и фабрика по производству этилена мощностью 3 млн тонн в год были спроектированы несколько лет назад, но проект не получал одобрения из-за борьбы Китая с избыточными перерабатывающими мощностями. Комплекс будет рассчитан на переработку нефти из Саудовской Аравии и Кувейта.

Строительство комплекса профинансируют частные инвесторы, в числе которых алюминиевый завод Shandong Nanshan Group, базирующийся в Яньтае, и химическая группа Wanhua. Также в проект вложит средства правительство провинции Шаньдун. Насколько известно, инвестиции в проект составят почти 140 млрд юаней.

Для России планы Китая по расширению нефтехимических мощностей – скорее негативная новость. Во-первых, ориентация на переработку ближневосточного сырья означает, что российские компании не сумеют извлечь выгоду из этих проектов. Во-вторых, комплекс Yulong составит конкуренцию строящемуся Амурскому газохимическому комплексу (срок сдачи – 2025 г.) и нефтехимическому комплексу «Восточной нефтехимической компании».

Оба предприятия проектировались в расчете на рынки Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона, однако еще на стадии обсуждения эксперты предупреждали, что потребность этих рынков в нефтегазохимической продукции может быть переоценена. Говорилось и об опасности сокращения импорта нефтехимической продукции за счет развития собственного производства и опасности конкуренции со стороны ближневосточных производителей. Сейчас эти риски на глазах становятся реальностью.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ