Пандемия охватила интернет–торговлю

фото: Т. Меель |  Пандемия охватила интернет–торговлю
фото: Т. Меель

Период самоизоляции принес миллионы новых пользователей российским сервисам онлайн-торговли. В числе активных участников виртуального шопинга – жители Приморья.

В сентябре российский онлайн-рынок превысил рекордные показатели, достигнутые в мае – на пике режима самоизоляции. Число онлайн-покупок без учета заказов продуктов питания через специализированные интернет-магазины и службы доставки, по данным Data Insight, составило 63,5 млн. Это на 5,3% выше августовских показателей, на 2,5% выше прежнего рекорда в мае 2020 г. и на 62% больше, чем в сентябре прошлого года.

По данным Wildberries, продажи отечественных товаров на площадке за девять месяцев 2020 г. увеличились на 114% год к году, до 108,1 млрд руб., в штуках – на 201%. В числе лидеров по росту онлайн-продаж Приморский край. Интернет-продажи местных бизнесменов выросли почти на 500%.

Вячеслав Иващенко, директор по развитию Wildberries: «Российский малый и средний бизнес активно наращивает свои продажи в сегменте интернет-торговли: наиболее динамичными темпами с начала года росли продажи предпринимателей и производителей Амурской (+577%), Вологодской (+483%) и Липецкой (+460%) областей, а также Приморского края (+497%) и Республики Башкортостан (+425%)».

По данным «МТС Банка», в октябре количество онлайн-платежей за покупку одежды выросло в 6 раз по сравнению с тем же периодом 2019 г. При этом в 3,3 раза снизился средний чек – до 2755 руб. На втором месте по увеличению количества продаж в онлайне – благотворительность. Прирост в этой категории в октябре составил 3,8 раза год к году, средний чек на оплату уменьшился на 13%. На третьем месте спорттовары – рост в 3,6 раза, средний чек здесь сократился в 2,1 раза.

Борис Овчинников, директор по исследованиям Data Insight: «Действительно, вместе с ростом онлайн-продаж снижается средняя сумма покупки, хотя она все равно остается в разы выше, чем в офлайне. Но это не потому, что люди начинают больше экономить, – просто с ростом опыта в онлайн-покупках, с расширением предложений по удобному и дешевому или бесплатному получению заказа увеличивается частота онлайн-покупок, и онлайн чаще используют в том числе для небольших по стоимости заказов.

Траты на онлайн-покупки на одного человека растут, средняя стоимость заказа падает. Для продавцов рост рынка – это, конечно, позитивная тенденция. Но рост требований по операционной эффективности, обусловленный снижением среднего чека, является серьезным вызовом, особенно для небольших интернет-магазинов».

«За минувшие семь месяцев потребители успели оценить плюсы онлайн-покупок: экономия времени на дорогу, возможность оформить товар в любое удобное время суток, отсутствие массового скопления народа, например, в торговом центре и прочее. И если весной онлайн-шопинг был вынужденной мерой в связи с введением режима самоизоляции, то летом рост продолжился, хотя торговые точки были уже открыты. Люди стали совершать покупки онлайн значительно чаще, а для некоторых они стали практически повседневными», – рассказала Луиза Ярочевская, руководитель пресс-центра ПАО «МТС-Банк».

«Также немаловажным моментом для нашего региона является очень скудный выбор в офлайн-магазинах. Если пройти 5–10 мужских бутиков одежды в разных ТЦ, возникает ощущение, что из первого не выходил даже, – объясняет Алексей Гилев, коммерческий директор CONCEPT LAB. – Онлайн же предоставляет огромнейший ассортимент и возможность «пройтись» по магазинам, не вставая с кресла. Как я говорил раньше, люди идут в офлайн-магазин, чтобы пообщаться с продавцом, получить оценку выбора, совет, что-то уточнить. Но все эти мечты разбиваются о кадровые проблемы офлайн-ретейла. Сейчас найти продавца, а не кассира – порой непосильная задача».

Вероятно, по этой причине локомотивом роста российского онлайн-рынка в настоящих реалиях являются именно региональные покупатели. По данным Ozon, уже более половины оборота маркетплейса приходится на субъекты Федерации.

Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти Ozon: «Одним из драйверов роста отечественной онлайн-коммерции сегодня являются покупатели в регионах. Уже 55% оборота Ozon приходится на регионы, где спрос на разные категории товаров растет кратно. Потребители все активнее открывают для себя достоинства интернет-покупок, такие как широкий ассортимент, выгодные цены и экономия времени. Привлекательность онлайна очевидна и предпринимателям, количество которых на платформе Ozon уже превышает 13,5 тыс.».

В пресс-службе Wildberries сообщили, что по итогам десяти месяцев текущего года предприниматели Приморского края входят в список лидеров по приросту онлайн-продаж на маркетплейсе (12-е место): в январе – октябре оборот региональных поставщиков увеличился на 418% – до 1,4 млрд руб.

«В 2020 г. предприниматели из Приморья продолжили активный переход в сегмент e-commerce. Сейчас с нами сотрудничают около 110 продавцов из региона, за календарный год их число увеличилось более чем вдвое, – сообщил представитель Wildberries. – Новые селлеры продают на Wildberries салонные средства для ухода за кожей лица, удобные органайзеры для авто, базовые платья и футболки из мягкого трикотажа, а также зоотовары из натуральных ингредиентов.

Динамичнее всего в январе – октябре в Приморье рос спрос на детское питание и товары для здоровья (рост продаж в штуках год к году в 12 раз), продукты питания и инструменты (в 9 раз), а также товары для животных (в 6 раз). Чаще всего в этот период приморцы приобретали онлайн одежду, бьюти-товары, продукты питания, нижнее белье и обувь.

Такой небывалый рост связан с возросшей популярностью самой площадки в регионе, которая была почти нулевой, и особой предприимчивостью местных продавцов, считает Алексей Гилев: «Многие стали переходить на WB из-за разных, зачастую надуманных страхов, связанных с AliExpress. Люди длительное время боялись, что товар придет заразный, будет идти очень долго или вообще застрянет на границе из-за их закрытости между странами. К тому же маркетологи AliExpress уже который год не придумывают ничего принципиально нового для продвижения бренда на территории России. Пригласить пародиста спеть джингл по телеканалам в прайм-тайм, запустить очередную «черную пятницу», которую раньше люди ждали весь год, а теперь поняли, как все устроено, и ждут, когда она закончится, чтобы заказать что-то на площадке.

Многие предприимчивые люди воспользовались страхами покупателей и стали заказывать товар на AliExpress и перепродавать на WB с наценкой. Отсюда и такой рост. Он будет особенно наблюдаться в новогодние праздники и продлится, по моим ожиданиям, до середины – конца апреля.

В долгосрочной перспективе, если AliExpress будет изобретать лишь «черные пятницы», то WB легко выдавит их со своего рынка, так как имеет важное УТП – возможность вернуть не подошедшую по размеру вещь. Для онлайн-магазинов это большая редкость».

Но самая основная причина роста онлайн-продаж приморских предпринимателей на маркетплейсе, по мнению Алексея Гилева, – банальная лазейка в законодательстве.

«Большинство магазинов и бутиков в ТЦ и на рынках не могли длительное время работать из-за «карантинных мер». Тогда они просто превращались в точки выдачи онлайн-заказов. То есть покупатель ходил по залу, выбирал то, что необходимо, затем оформлял на месте покупку через наспех оформленный сайт или приложение, либо за него это потом делал продавец, и тут же забирал, оплачивая наличными средствами. Такие операции даже не сопровождались выдачей чека и повышали риски покупателя потерять возможность вернуть товар на законных основаниях», – подчеркивает он.

Впрочем, по мнению Бориса Овчинникова, директора по исследованиям Data Insight, аналитические данные Wildberries и «МТС Банка» не отражают истинной картины. На самом деле быстрее растут продажи продуктов питания, лекарств, товаров для дома и ремонта, считает он.

«Драйверы роста онлайн-платежей – это не только растущее количество покупок в интернет-магазинах и рост готовности россиян предоплачивать свои заказы, но и переход многих интернет-магазинов на обязательную предоплату. И это, конечно, вносит существенные искажения в ту динамику рынка, которую показывает «МТС Банк» на основе данных об онлайн-платежах, – говорит эксперт. – Подозреваю, что в классификации МТС, который видит сумму и место покупки, но не ее состав. Wildberries считается интернет-магазином одежды, хотя на одежду и обувь уже приходится менее половины продаж. Так что именно переход WB на полную предоплату дал тот вывод, что якобы быстрее всего в онлайне растут продажи одежды и обуви. В действительности быстрее всего в онлайне растут продажи продуктов питания, лекарств, товаров для дома и ремонта».

Но в любом случае, уверены эксперты, достигнутый уровень онлайн-рынка – еще не предел. Луиза Ярочевская, руководитель пресс-центра ПАО «МТС Банк»: «Онлайн-рынок продолжит расти. Его рост наблюдался и в предыдущие годы, но в текущем году введенные весной ограничительные меры дали импульс к его резкому ускорению. С весны мы наблюдаем активный рост онлайн-шопинга в большинстве нетипичных категорий, несмотря на летние послабления».

Алексей Гилев: «Тенденции на сегодняшний день все еще перекошены в сторону онлайн-торговли, и как долго это все продлится, пока непонятно. Ответы может дать ближайшая пресс-конференция президента, где он, возможно, даст ответ на вопрос: «Будем ли мы кататься на лыжах во дворе или на турбазах?» Скорее всего, новая волна коронавируса загонит нас домой, и придется заказывать еду, одежду и электронику только по Интернету. Ослабнет ли рубль или сделает «отскок» – ответ на этот вопрос также сыграет немаловажную роль в развитии российских интернет-магазинов».

Алексей Киричек, вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ: «На примере крупных федеральных клиентов с сетью физических магазинов и интернет-магазинов мы видим структурное изменение потребительского поведения: в период самоизоляции существенно выросла доля интернет-продаж. После снятия ограничений эта доля снизилась, но не вернулась к исходному значению, а закрепилась на более высоком уровне. По нашим прогнозам, после пандемии доля онлайн-продаж будет существенно выше, чем до пандемии».

Борис Овчинников: «В этом году по количеству заказов рынок вырос примерно на 70%. Более того, не вызывает сомнений, что быстрый рост – пусть и не с такой скоростью, но все равно быстрее, чем в 2018 г. и ранее, – будет продолжаться в 2021-м и дальше. Потенциал роста по-прежнему колоссальный. Количество онлайн-платежей растет еще быстрее, чем количество покупок в интернет-магазинах, но надо учитывать, что этот рост в значительной степени не органический».

Читайте Konkurent.ru в
Яндекс Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ