В процессе движения, находясь за рулем, нередко возникает необходимость передачи различной информации водителям других транспортных средств, движущихся во встречном или попутном направлении. Но не всегда имеется возможность для остановки, чтобы сообщить важные сведения. Поэтому необходимо знать неофициальный язык водителей, ведь передача условных сигналов может не только обеспечить коммуникацию, но и спасти жизнь.
Положения ПДД
Некоторые из общепринятых знаков входят в число официально признанных способов передачи информации и регламентированы действующими ПДД, которым обучают при подготовке на права в автошколе. В Правилах указано о необходимости использования следующей сигнализации:
- в п. 19.2 – о включении аварийного светового сигнала, со снижением скорости и остановки, если водитель ослеплен; смысл передачи такого знака в том, что автомобилист, едущий сзади, сможет удерживать безопасную дистанцию, чтобы избежать столкновения;
- в п. 19.10 – предусмотрена необходимость использования звуковой сигнализации для предупреждения дорожного происшествия и в ходе обгонного маневра, совершаемого за пределами населенного пункта; такие случаи применения клаксона не слишком распространены, но это не отменяет требований Правил;
- в п. 19.11 – указано о возможности замены звуковой сигнализации кратковременным переключением с ближнего на дальний свет фар и обратно, если предполагается совершить обгон, или с совмещением двух указанных действий; таким способом водитель, собирающийся обгонять, предупредит другого автолюбителя о собственных намерениях.
Обязательность перечисленных действий не предполагается, но водитель должен представлять значение указанных сигналов, чтобы понимать, о чем ему хотят сообщить и учесть это в ходе дальнейшего движения.
Неофициальные сигналы
Неофициальная сигнализация намного разнообразнее. Водители используют все возможности автомобиля (и не только), чтобы обменяться важной информацией со встречными и попутными автомобилистами. Указанные способы коммуникации распространены в профессиональной среде, но их не помешает знать и любителям.
Перемигивание фарами
Кратковременное выключение света фар с последующим включением, повторяемое несколько раз, может означать:
- проведение проверки сотрудниками ГИБДД – обычно предупреждают водителей, двигающихся во встречном направлении, пару раз моргнув дальним светом; это позволит вовремя пристегнуться, понизить скорость, чтобы избежать возможного наказания;
- о наличии опасности другого рода – повреждения трассы, аварии с другими машинами, затруднившей движение и пр.;
- при однократном мигании фарами в режиме дальнего света – о том, что пропускают водителя, не обладающего приоритетом проезда по ПДД, если представилась такая возможность (к примеру, при плотном транспортном потоке);
- несколько раз повторяющийся прерывистый сигнал со стороны догоняющей машины – просьба о не препятствовании обгону.
Если водитель, едущий позади, сопровождает мигание фарами включенным правым поворотником, это говорит о предложении остановиться.
Моргание аварийного сигнала
Прерывистое включение аварийки может означать:
- благодарность за то, что уступил дорогу или оказал другую услугу – от одного до трех раз; если аварийка по различным причинам не включается, этот сигнал можно передать попеременным срабатыванием поворотников (ответ в виде «пожалуйста» может быть передан кратким включением дальнего света);
- извинение за резкий или опасный маневр – морганием аварийным сигналом; о смысле сообщения (чтобы не спутать его с другой информацией) несложно догадаться, исходя из дорожной обстановки;
- наличие пробки впереди – включается аварийка и выключается после того, как предупреждаемый водитель остановится; этот знак может сопровождаться одновременным включением стоп-сигналов, причем, не обязательно для автомобилистов, движущихся сзади;
- указание на необходимость выключения дальнего света – если встречный водитель не считается с теми, кто движется в противоположную сторону; включенная аварийка содержит просьбу о необходимости перехода на ближний режим.
Различные сочетания этих сигналов – удобный способ коммуникации, повышающий безопасность на дорогах и напрямую не запрещенный действующими правилами.
Включение поворотников
Поворотники можно использовать не только по прямому назначению, но и для общения с другими водителями. При помощи этих сигналов практикуется передача таких сведений:
- включение правого поворотника автолюбителем, движущимся впереди, без выполнения правого поворота (особенно в ситуации, если подобный маневр в принципе невозможен) указывает на сообщение о свободной полосе для обгона;
- в описанной выше ситуации включен левый поворотник – обгон опасен, по причине занятости встречной полосы.
Такие сообщения окажут большую помощь при перестроениях и совершении различных маневров.
Стоп-сигналы
Неоднократное включение стоп-сигналов, сопровождаемое прежней скоростью движения, без намерения остановиться, предупреждает о необоснованном сокращении дистанции, с просьбой увеличить разрыв. Такой сигнал позволит обеспечить безопасность и избежать столкновения при резком изменении скорости.
Сигналы руками
Для сигнализации можно использовать не только доступные водителям световые и звуковые приборы, но и части тела. Руки, кроме управления автомобилем, пригодятся для подачи различных команд другим автомобилистам. Значение таких жестов может быть следующим:
- выполнение кругов руками, с указанием в сторону колеса машины, или пальцы, сложенные кольцом – о том, что камера спустила;
- хлопки ладонью по воздуху – о произвольно открывшейся двери багажника;
- движение ладонью сверху вниз, напоминающее требование об остановке голосующего на обочине – требование снижения скорости (причиной может быть сотрудник ДПС на трассе или другое обстоятельство);
- сигнал открытой ладонью, выставленной вперед – знак признательности за оказанную услугу;
- резкое раскрытие сомкнутых пальцев, повторенное несколько раз – совет о необходимости включения фар; иногда водитель свыкается с постепенно снижающимся уровнем естественного освещения, особенно если навстречу долго никто не попадается, что может стать причиной опасности;
- знак фиги водителю грузовой машины – предупреждение о застрявшем камне между спаренными колесами.
Для подачи этих знаков не обязательно пользоваться осветительными или звуковыми приборами, но их желательно знать также хорошо, как и дорожные знаки.
Предусмотрено ли наказание за передачу неофициальных сигналов
Необходимо учитывать, что в некоторых случаях использование неофициальной сигнализации может стать причиной привлечения к административной ответственности. Положения действующего КоАП РФ в ст. 12.20 предполагают возможность назначения штрафа в размере 500 рублей за неправильное использование световых сигнальных и осветительных устройств, клаксона, если это угрожает безопасности движения. Но применяется эта мера воздействия достаточно редко. Знание перечисленных сигналов поможет улучшить коммуникацию с другими водителями и повысит безопасность управления автомобилем. А иногда передача этих сообщений может означать обычную вежливость, которую тоже никто не отменял.