С 1 января 2021 г. ЕНВД полностью упраздняется, большинству из тех, кто его использовал, предстоит перейти на «упрощенку». Она грозит резким ростом платежей и усложнением отчетности.
Отмена ЕНВД не раз переносилась, последний бой состоялся осенью прошлого года. Тогда на инициативу бизнес-омбудсмена Бориса Титова отсрочить болезненное решение до 2024 г. правительство ответило решительным отказом. Главный аргумент: раньше государство подсчитать доход предпринимателя не могло, а теперь, с появлением онлайн-касс, видно каждый рубль.
И оказалось, что бизнесмены, сидящие на «вмененке», буквально обкрадывают государство: как сообщала ФНС, средняя ставка налога для них составляет 0,81%. К тому же открыт простор для всевозможных схем ухода от налогов: якобы были примеры дробления бизнеса с миллиардными оборотами и фактической ставкой налогообложения в 0,1% оборота.
Досрочно, уже с 1 января 2020 г., ЕНВД отменили для предпринимателей, торгующих лекарствами, одеждой из натурального меха и обувью, приурочив это к старту системы маркировки товаров.
В Приморье отмена «вмененки» затронет десятки тысяч предпринимателей. Бизнес еще надеялся на низкие ставки по УСН. Но и тут его подрубили. На прошлой неделе Законодательное собрание приняло решение, что 3% будут платить только пострадавшие от ограничительных противоковидных мер отрасли (их всего 19, и даже чуть ли не самый упавший общепит в список не попал). Всем остальным придется довольствоваться 6-процентной ставкой.
Эпоха различных послаблений заканчивается: в период активного распространения коронавируса в Приморье поддержали бизнес низкими ставками по УСН в 1 и 5% вместо 6 и 15%. Очевидно, что нынешнее решение связано с попытками минимизировать дефицит бюджета. Однако последствия для экономики могут быть плачевными.
Юлия Пак, председатель президиума общественной организации «Общественный совет предпринимателей Приморья»: «На 2020 г. регион принял довольно сложное для себя решение снижения налогов в два раза, и это было оправдано кризисом в экономике, связанным с пандемией, и ограничениями работы бизнеса. По сути, принятие сейчас ставок УСН в размере 6% – это возврат к прежнему уровню ставки. Другой вопрос, что предприятия еще не восстановились после всех этих ограничений: еще предстоит долгий процесс восстановления и возврата к предыдущему уровню.
Конечно, то, что пострадавшим отраслям оставили ставку УСН 3% – это важный шаг. Но недостаточный. Потому что пострадавших отраслей, нуждающихся в льготе, намного больше. Та же индустрия HoReCa и базы отдыха, на мой взгляд, пострадали тотально. Даже тех, кто выстоял после ограничений, «смыл» тайфун «Майсак». Поэтому у многих возникает вопрос: почему в перечень пострадавших отраслей «забыли» включить многострадальный общепит, работа которого до сих пор ограничена, да и другие отрасли тоже нуждаются в оценке и поддержке.
У нас было еще одно предложение, касающееся снижения ставки УСН. Это пониженная ставка (от 1 до 3%) с переходным периодом в три года для тех, кто переходит с ЕНВД на «упрощенку». Как правило, это предприятия-малыши, для которых этот переход наиболее болезнен, потому что затраты сразу в сравнении выше в 3–5 раз. Тогда удалось бы снизить риски резкой нагрузки на бизнес, ухода их в тень и потерь в краевом бюджете».
Юрий Краев, генеральный директор компании АТР24: «Мы до последнего надеялись, что льготное налогообложение в 2021 г. сохранится. Очевидно, что бизнес очень сильно пострадал в результате пандемии. И становится объективно только хуже. Покупательская активность продолжает падать. Налоги под 3% будут распространяться только на пострадавшие отрасли, и здесь, на мой взгляд, ключевая недоработка власти. Ведь в той или иной степени пострадали все предприниматели, особенно микробизнес, который не имеет законной возможности перейти на патент. Львиная доля просто уйдет с рынка. Слишком рано отменяют такую важную меру поддержки, как налогообложение под 3%. Кризис не закончился, и трудности, с ним связанные, еще впереди. В итоге одни уйдут в тень, другие сбегут из Приморья, третьи просто прекратят деятельность и пополнят ряды безработных».
Павел Куксов, известный ресторатор, собственник ресторанов «Сезоны», «Молоко и мед», «Умами», «Пекарня Мишеля», Cucko: «Отмена ЕНВД очень сильно ударит, в частности, по ресторанной отрасли. Данная система налогообложения применялась предпринимателями, которые работали в небольших помещениях площадью не более 150 кв м. Поэтому на крупных предприятиях общественного питания данные нововведения практически не отразятся, особенно сильно пострадают небольшие заведения, которые весь текущий год работают на грани рентабельности. Все мы понимали, что льготная ставка рано или поздно будет отменена. Но, на мой взгляд, переводить предпринимателей на 6% в текущий момент времени – не самое верное решение. Стоило бы подождать восстановления рынка».
Дмитрий Кантемиров, индивидуальный предприниматель: «Первое полугодие этого года для нашей компании, как и для многих других, стало убыточным. Это даже не стагнация, а фатальное отсутствие продаж. Удержались на плаву исключительно за счет финансовой подушки, которую копили годами. Весной ситуация очевидно ухудшится. Настанет время кредитных возвратов. При этом предпосылок к тому, что покупательская активность резко возрастет, нет. Поэтому сейчас исключение возможностей работы по ЕНВД и возврат 6% по УСН может стать последним гвоздем в крышку гроба малого бизнеса.
Мы выступили с инициативой о сборе подписей предпринимателей, чтобы предоставить власти четкую позицию бизнес-сообщества и обосновать необходимость продления ставки в 3% по УСН. К нашему удивлению, из почти 2 тыс. предпринимателей, состоящих в нескольких чатах предпринимателей, под петицией подписалось всего несколько десятков человек. Даже в преддверии Нового года люди не верят в чудеса лояльности представителей власти. Очевидно, что если нас не услышат, то трендом следующего года станет массовое банкротство предпринимательского сообщества и рост числа безработных».
Виталий Колесник, индивидуальный предприниматель, ГК «Айтек»: «Отмена ЕНВД – мера, необходимая для пополнения, в первую очередь, краевого бюджета. В этом отношении я солидарен с нашим правительством. Проблема в другом: сейчас далеко не самое лучшее время для подобных решений. Бизнес еще не оправился от кризиса. Ситуация далека от нормализации. Лучше бы нововведение ввели в 2008 г. Складывается впечатление, что отмена единого дохода на вмененный доход инициирована с целью предоставления возможностей укрупнения и монополизации большими компаниями бизнеса в регионе. По нашей информации, большинство компаний, в том числе и мы, уйдет на патент, так как ставки по УСН в текущих условиях бизнес не потянет».
Арина Малик, основатель авиаагентства Travel Designer: «Наша деятельность попадает в список наиболее пострадавших от пандемии отраслей, и мы работаем в рамках упрощенной системы налогообложения. Поэтому отмена льготного 1% касается нас напрямую. Зимой пассажиропоток значительно снижается, и это негативно отражается на доходах компании. Мы до последнего надеялись, что льготы продлят, так как очевидно, что в сложившихся кризисных условиях данная мера преждевременна. Я считаю, что необходимо либо оставить процентную ставку на прежнем уровне – 1%, или поднимать, но в благоприятное для бизнеса время – в летний период, когда авиабилеты раскупаются наиболее активно».