С 1 февраля ФТС изменила порядок таможенного оформления. Если раньше было более 600 пунктов, то сейчас декларации автоматически распределяются между 16 ЦЭД (центры электронного декларирования) в зависимости от типа груза, вида транспорта и места регистрации декларанта, сообщает «Коммерсант».
Все это называется диспетчеризацией. Первый замглавы ФТС Руслан Давыдов пояснил, что введение данной процедуры было анонсировано три года назад в рамках комплексной программы развития ФТС–2020 и должно было произойти в начале года. На 1 февраля срок сдвинули «по соображениям большего удобства этого периода и для таможенных органов, и для рынка».
По его словам, на первом этапе диспетчеризации отделяются энергетические и подакцизные грузы, которые оформляют соответственно Центральная энергетическая и Центральная акцизная таможни. Затем накладные сортируются по принципу того, каким путем прибыл груз: для морских грузов создано три ЦЭДа – Балтийский, Новороссийский и Владивостокский. Для авиагрузов, 86,5% которых прибывают в Московский авиационный узел, там создан свой ЦЭД. Остальные грузы оформляются в ЦЭДах по месту ИНН или КПП декларанта. Это сделано в связи с «тесным взаимодействием ФТС с налоговой службой», пояснил Давыдов.
Он добавил, в результате изменений перераспределились лишь 5% деклараций (всего обрабатывается 5 млн деклараций в год), в основном на морские и авиационные грузы. Перемены коснулись только обработки деклараций: посты фактического контроля (ПФК) сохранились там, где проходит товар.
Однако на деле уже с первых дней новая система привела к сбоям и задержкам. Например, декларации на акцизные товары идут в Московскую областную таможню, которая никогда на них не специализировалась. Декларации, поданные на товары для Подмосковья, могут попасть на Дальний Восток, где рабочий день почти закончен.
Игорь Ребельский, бизнес-омбудсмен по вопросам транспорта и логистики, говорит, что около 10% деклараций не выпускается в течение дня. В среднем срок затягивается на двое-трое суток. Все это время груз находится на складе. Это и простой, и дополнительные расходы на хранение.
Для большинства участников рынка изменения стали неожиданностью. Какая-то официальная информация в открытых источниках о начале диспетчеризации с 1 февраля отсутствует. До сих пор не принят акт Минфина, прописывающий новый порядок в деталях.