2021-03-07T09:49:24+10:00 2021-03-07T09:49:24+10:00

Топливная драма: ситуация с бензином становится критической

фото pixabay.com |  Топливная драма: ситуация с бензином становится критической
фото pixabay.com

Правительство РФ рассматривает возможность корректировки механизма, регулирующего розничные цены на топливо, после того как стоимость Аи-92 и Аи-95 на бирже взлетела более чем на 20% за два с половиной месяца, сообщает KONKURENT.RU.

Как сообщили ТАСС два источника в отрасли, кабмин проведет совещание на уровне премьер-министра Михаила Мишустина, на котором обсудит возможное изменение демпфера.

Особый механизм демпфера, который действует в РФ с начала 2019 г., должен был компенсировать нефтяникам потери в ситуации, если поставки на внутренний рынок для них станут менее привлекательными, чем на внешние рынки. Но он сработал наизнанку: нефтяные компании оказались вынуждены продавать бензин на внутреннем рынке себе в убыток, а чтобы получить максимальную прибыль, они убирают свои объемы с внутреннего рынка, что приводит к дефициту топлива и росту цен.

С 15 декабря по 4 марта бензин марки Аи-95 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже подорожал на 20% и стоит 55,3 тыс. руб. за тонну. Котировки выше рынок видел лишь дважды – во время бензинового кризиса 2018-го и в отдельные дни июля 2020-го.

Аи-92 с 7 декабря по 4 марта взлетел на 24%, а его текущая цена – 54,4 тыс. руб. за тонну – рекордная почти за три года.

Главный же фактор роста цен на топливо – это повышение налоговой нагрузки на нефтяной сектор. Около 70% в стоимости топлива составляют налоги и акцизы. Акцизы на нефтепродукты индексируются в России ежегодно. С 1 января 2021 г. ставки акцизов на нефтепродукты увеличились еще на 4%. За последние пять лет ставка акцизов увеличилась почти вдвое – с 7530 руб./т до 13 262 руб./т на автобензин и с 5244 руб./т до 9188 руб./т на дизельное топливо.

Ситуация на Дальнем Востоке, как известно, осложняется транспортными расходами. Последние несколько лет тарифы на грузоперевозку ежегодно росли на 7–10%. Местные владельцы АЗС вынуждены восполнять запасы за счет закупки топлива в соседних регионах и везти топливо по железной дороге, что приводит к росту цен на заправках. В то же время действующая фискальная политика не позволяет эффективно расширять нефтеперерабатывающие мощности внутри страны – инвестиции в строительство нефтеперерабатывающих заводов не окупаются.

В прошлом году парламентская ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» обратилась к вице-премьеру – полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу о принятии мер по стабилизации рынка нефтепродуктов в регионе. Депутаты предлагали снизить на 10 процентных пунктов ставки НДС на автомобильный бензин и дизельное топливо экологического класса 5 в регионах ДФО. Также предлагалось субсидировать железнодорожные перевозки на 50%.

Кроме того, в целях снижения оптовых цен на топливо в 2019 г. был предложен механизм так называемого «дальневосточного демпфера». Однако на практике он так и не реализован, хотя средства для его выплаты, получаемые за счет специально созданной надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых на нефть, в госбюджет поступают.

Ситуация с бензином сейчас критическая. «Оптовые цены достигли розничных и даже в некоторых регионах их превышают, что делает розничный бизнес убыточным, – поясняет глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. – Корректировка демпфера назрела, он не исполняет свою роль, а по сути является очередным налогом на отрасль. Его работа в текущем состоянии приводит к убыткам как оптового, так и розничного сегментов топливного рынка».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ