Неудачи продолжают преследовать российские финансовые власти при попытках инвестировать резервы в юань. Китайская валюта подешевела рекордно за полтора года сразу после того, как в нее решил вложиться российский Минфин.
Ведомство в конце февраля объявило, что 15% ликвидной части Фонда национального благосостояния было конвертировано в 110,5 млрд юаней за счет сокращения доли доллара и евро (до 35% по каждой валюте). Под эту сделку Минфин выделил 17 млрд долларов. Но как только юани были куплены, курс китайской валюты предательски покатился вниз.
По итогам марта он потерял 1,7% (с 6,46 до 6,57 юаней за доллар), что стало крупнейшим падением с августа 2019 г. Уже в феврале инвестирование валютной части ФНБ было убыточным. Ликвидная часть фонда, то есть еще не потраченные деньги, размещенные на валютных счетах в ЦБ, принесла «отрицательную доходность в размере минус 50 млн долларов», или 3,7 млрд руб., сообщал Минфин. По итогам марта убыток от курсовых разниц составил еще 300 млн долларов.
Напомним, Минфин планирует выдавать иностранным государствам деньги из ФНБ на покупку российской продукции. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту говорится, что в последние десять лет суммы финансирования иностранных правительств по экспортным контрактам из российского бюджета устойчиво росли. Эти деньги Минфину приходилось занимать на рынке, но сейчас он этого делать не может и предлагает выдавать кредиты на покупку, к примеру, вооружения из ФНБ.
В записке следует отметить еще один важный момент: Минфин подчеркивает – ему требуются средства «в первую очередь на защиту граждан и экономики от последствий коронавируса». Однако отказываться от «обязательств перед зарубежными партнерами нельзя». Таким образом, документ не только не уточняет, какие финансовые обязательства у России есть перед «партнерами», но и игнорирует возможность потратить деньги ФНБ на помощь россиянам и экономике.