Китайские санитарные службы работают очень жестко, что по отношению к России, что по отношению к другим соседям: Бирме, Вьетнаму, Мьянме. Как говорится, ничего личного, считает Алексей Маслов, специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации, доктор исторических наук, профессор, врио директора Института Дальнего Востока РАН.
«Для китайцев борьба с COVID-19 – вопрос выживания нации. В России мы так обычно вопрос не ставим – для нас это проблема жизни людей, но не страны в целом. В КНР огромная плотность населения, а экономика просто может не выдержать второй карантин в тех объемах, как был в прошлом году», – сказал в интервью KONKURENT.RU Маслов.
Именно поэтому в Китае крайне внимательно смотрят на любые проявления коронавируса. Если в поставках из любой страны есть следы COVID, тут же все закрывается.
«Выпада против России я не вижу. Надо не обвинять Китай, а объяснять партнерам, вести диалог, например, с той позиции, что российское рыбное хозяйство очень уязвимо с точки зрения ориентации на поставки в КНР. И если сейчас остановить производство, то восстанавливать его будет сложно, это будет сопровождаться ростом цен. Нужно будет все переналаживать долгим переговорным путем», – считает эксперт.
Также Маслов рассказал, что уже много раз сталкивался во время переговоров с вопросом запрета ввоза на территорию России косточковых и семечковых из КНР. В то же время якобы китайцы «мстят» РФ, закрывая границу для российского мяса и субпродуктов.
«Не стоит считать, что речь идет об обмене колкостями и «любезностями». Российские продукты не проходят по некоторым стандартам: не только в КНР, но и в Японии, например. Точно так же, как китайская продукция может не проходить по российским стандартам. Когда стороны игнорируют нормативы друг друга, то и граница закрывается», – уточнил эксперт.
Что касается косточковых, то, по словам Маслова, значительная часть яблок выращивалась с применением веществ, которые могли негативно повлиять на организм человека. «И обычные нитраты там – далеко не самое страшное. Внутри КНР данные фрукты не продавались. Здесь я вижу ошибку не Китая как такового, а просчеты отдельно взятых компаний, которые хотели таким образом заработать на российском рынке. Когда это обнаружил Роспотребнадзор, ввоз прикрыли», – сказал Маслов.
Он считает, что во всей этой ситуации «теория заговора неуместна, есть чистая конкуренция в торговле и (не-) выполнение нормативов».
«Существует еще и такой нюанс. Когда мы слышим, что государственные органы КНР и РФ «договорились» о поставках какой-то продукции, это не значит, что для бизнеса появились какие-то преференциальные условия. Их не будет, пока не выполнится норматив. К чему и надо возвращаться как китайской, так и российской сторонам», – заключил эксперт.