2005-06-07T15:30:00+11:00 2005-06-07T15:30:00+11:00

Плюсы и минусы фамилии-брэнда

Оксана Цуприк, директор брэнд-агентства «СоАвторы», считает, что существует два типа именных брэндов. Первый тип — это когда человек, например, поп-звезда, сначала делает известным свое имя, а потом дает его разным товарам (Джей Ло: духи, бижутерия, одежда; Алла Пугачева: обувь и сумки). Второму типу соответствует ситуация, при которой бизнесмен сразу дает свое имя новому товару.

— В чем, по вашему мнению, достоинства фамильного брэнда?

— Они кроются в психологии человека: люди почему-то больше доверяют названию-подписи, чем просто названию фирмы. Подписываясь под товаром, человек как бы гарантирует вам качество, ведь он подписывается собственной репутацией. Чаще всего фамильные брэнды используют в бизнесах, построенных на «брэндообразующих» специалистах, например, в юридических фирмах («Щеглов и партнеры»), рекламе и маркетинге («Мелихов и Филюрин», студия Артемия Лебедева). Также принято подписывать собственным именем товары премиум-класса («Коркунов») и элитные вещи (Gianfranko Ferre). Там такая гарантия особенно актуальна.

Брэнд подразделяется на brand name и brand-image. Brand Name — словесный товарный знак, название товарной марки. Brand Image — графическая часть товарного знака (оригинальный рисунок, символ или эмблема товарной марки).

— Какой тип людей стоит за фамильными брэндами?

— Как правило, яркие личности, настоящие лидеры, соответствующие высоким моральным и духовным качествам. Они чувствуют в себе силы держать долгие годы марку-фамилию на очень высоком уровне, т.к. она должна вызывать у потребителя уважение и восхищение. Неаккуратность, непродуманность, нечестность автоматически вредят репутации и марке, и владельца. Т.е. имидж человека напрямую зависит от имиджа марки и наоборот. Поэтому, создавая фамильный брэнд, необходимо «пиарить» не только марку, но и себя как олицетворение своего бизнеса. Например, так делали Довгань, Тиньков.

Достоинства всех фамильных брэндов одинаковы. Имя создает особый эмоциональный ореол. С точки зрения рекламной психологии, связь «безымянного» продукта с личностью производителя (пусть даже вымышленной) выигрышна в глазах потребителя. В основе такой персонализации — большее доверие к конкрентному предпринимателю и эпоциональная симпатия к «живому» логотипу, продукту, этикетке.

— Существуют ли негласные законы создания фамильного брэнда?

— Прежде чем называть марку своей фамилией, надо подумать, поможет ли это вашему бизнесу. Желательно иметь достаточный круг людей, которые хорошо вас знают как профессионала в определенной области и которые первыми пойдут за вашим брэндом. Так во Владивостоке поступил Дмитрий Юдин, к которому я отношусь с большим уважением. Поэтому прежде чем открыть бизнес, надо задуматься, что может сказать людям ваша фамилия, и если пока нечего — лучше подобрать нейтральное название.

— Без ошибок невозможно построить марку. Какая оплошность может стать роковой?

— Тяжело произносимая фамилия или та, что вызывает негативные эмоции. «Марка без лица» — когда человек не может вспомнить, как выглядит марка.

Лидия КЛЮЕВА.