Комитет по транспорту Госдумы поддержал сразу два законопроекта по отмене обязательного техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов.
Поправки, внесенные «Единой Россией», предполагают сохранение проверок при перепродаже автомобиля и изменении его конструкции (например, при переводе на газовое топливо). «Справедливая Россия» хочет освободить от ТО всех автовладельцев и байкеров без каких-либо исключений. Рассмотрение законопроектов в первом чтении запланировано в ноябре.
Дискуссии о судьбе системы ТО ведутся с начала года. С 1 марта в рамках «большой реформы» ТО введено обязательное фотографирование авто на пунктах осмотра, а диагностические карты стали электронными. Эти меры, считали в правительстве, должны были помочь с масштабной практикой торговли картами.
Однако в июне Госдума приняла закон, отменяющий необходимость иметь документ о ТО при оформлении ОСАГО (вступил в силу 22 августа), что сделало проверку, по сути, добровольной. В июне же глава ГИБДД России Михаил Черников внезапно предложил отказаться от обязательного техосмотра для мотоциклов и легковых автомобилей, принадлежащих физлицам и не участвующих в перевозках (такси и т. д.). Соответствующий законопроект, подготовленный МВД, был направлен в Белый дом.
Летом депутаты партии «Единая Россия», получавшие многочисленные запросы граждан с просьбой разобраться с системой технического обслуживания и обследования с отменой обязательного техосмотра, обратились в профильную правкомиссию.
«Было предложено сделать процедуру прохождения техосмотра для владельцев некоммерческого транспорта добровольной. А обязательный техосмотр сохранить для них только на случай перерегистрации транспортного средства при смене собственника. И при условии, что транспортному средству более четырех лет. Автобусы, грузовики пока по-прежнему подлежат процедуре техосмотра, так как эти виды транспорта оказывают большее влияние на дорожную ситуацию и связаны со значительными рисками на дороге», – заявил глава правкомиссии, вице-премьер Марат Хуснуллин.
«Справедливая Россия» предложила свой законопроект аналогичного содержания, но с другой юридической конструкцией: все транспортные средства, принадлежащие физлицам и используемые в «личных целях», выводятся из-под действия закона о ТО.