Правительство России внесло на рассмотрение Госдумы важные для страны законопроекты. Существует большая вероятность, что несколько месяцев без предъявления QR-кодов о вакцинации или перенесенном ковиде граждане не смогут посетить не только общественные места, но и использовать для проезда некоторые виды транспорта.
Согласно первому законопроекту, граждане смогут посещать места проведения массовых мероприятий, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничные магазины только по QR-кодам, доказывающим наличие укола вакцины от коронавируса. Альтернативой может стать документ о перенесенном ковиде или справка о медицинском отводе от вакцинации. Жесткие ограничения начнутся с 1 февраля 2022 г.
При этом без предъявления QR-кода можно будет посетить аптеки и организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости
Во втором законопроекте правительство предлагает использование QR-кодов в транспортной отрасли. Так, если требование вступит в законную силу, то с 1 февраля предъявлять QR-коды будет необходимо в самолетах, поездах, осуществляющих международные и междугородние перевозки. Также как и в случае с посещением общественных мест, до установленной даты передвигаться в поездах и самолетах разрешено при отрицательном результате ПЦР-теста. Это же ограничение касается и граждан других стран.
Предполагается, что действие системы QR-кодов продлится минимум до 1 июня 2022 г.
Введение QR-кодирования вызывает много вопросов в области не только легитимности и обоснованности такой практики их применения, но и в части соответствия законодательству. Данная тема вызвала споры даже среди самих чиновников, утверждает тг-канал «Незыгарь». В числе большого количества вопросов, которые выделяют юристы, есть вопрос самого применения QR-кода: ведь он изначально был запатентован как способ цифровой маркировки товара.
Кроме того, получить QR-коды на портале «Госуслуги» технически могут далеко не все граждане России. У многих отсутствует элементарная возможность это сделать, так как географически люди проживают на разных, удаленных от Интернета территориях и находятся в разных социальных ситуациях. То есть, по мнению юристов, такие действия попадают под статью 136 УК – «Нарушение равенства прав граждан».
Также закон не может обязать граждан иметь при себе смартфон для хранения QR-кодов и паспорт и тем более предоставлять их по требованию «каждого встречного» – торговца, охранника, бармена и так далее. Это прописано в статье 138.1 УК – «Незаконный оборот специальных технических средств».
Юристы приводят еще множество нарушений, связанных с QR-кодированием, подкрепляя тезисы статьями закона. В их числе: «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 137 УК, «Нарушение права на свободу совести», ст.148 УК, «Нарушение врачебной тайны», закон № 323-ФЗ, 2011, «Унижение человеческого достоинства», ст. 282 УК, «Превышение должностных полномочий», ст. 286 УК, «Самоуправство» ст. 330 УК и другие.
Специалисты подчеркивают: то, что граждан обязывают присваивать QR-коды, то есть по сути ограничивают людей по признаку наличия или отсутствия QR-кода, является прямым противоречием ст. 19, 23, 24, 27, 55 Конституции России.
Возможно, с появлением новых законопроектов о применении QR-кодов и разъяснений Конституционного суда часть вопросов будет купирована. Но высока вероятность, что принятие закона о QR-кодах станет основой нового вида права – «электронного законодательства», которое в будущем потребует внесение изменений в Конституцию.