2005-11-15T15:30:00+10:00 2005-11-15T15:30:00+10:00

Приморцы возвращают позиции\r

После продолжительной стагнации производство мебели в Приморском крае набирает обороты. Последние четыре года объемы товарной продукции ежегодно растут на 12%. На данный момент доля приморской продукции на местном рынке составляет около 40% (в общем объеме ВРП края — около 4%). Однако до бума в мебельном производстве еще далеко. Наличие проблем не позволяет предприятиям работать на полную мощность.

Малый бизнес вытеснил гигантов отрасли

По словам заведующего отделом лесной промышленности управления лесным комплексом администрации Приморского края Сергея Захарова, точную цифру количества занятых в мебельном бизнесе компаний привести довольно сложно. «Можно только с уверенностью сказать, что отчитываются о своей деятельности порядка 60 предприятий, почти столько же работают «в тени», — утверждает он.

При этом большинство «светлых» компаний — малые и средние предприятия. Гиганты мебелестроения советской эпохи канули в Лету по причине нерентабельности, негибкого производства и невозможности в рыночных условиях содержать и модернизировать огромные производственные площади. Другие превратились в мелкие предприятия либо вовсе изменили профиль. Так, Артемовская мебельная фабрика сегодня — это ООО «Дальмебель», Приморский ДОК преобразован в лесокомбинат, основным видом деятельности которого является заготовка сырья, а объемы производства мебели упали в десятки раз, площади Владивостокской мебельной фабрики используются под склады.

Основная причина этого — ограниченный покупательный уровень населения в Приморском крае в середине 90-х и отсутствие спроса на местную продукцию. В то время в страну, и в Приморье в частности, хлынул поток недорогой мебели из Китая и Кореи, которая, хотя и не являлась качественной, была доступна большинству жителей. А финансовый кризис 1998 г. еще больше усугубил проблемы отрасли. Ведь оборудование, а также некоторые материалы приходилось приобретать за рубежом за валюту.

«В данный момент ситуация в отрасли стабилизировалась, появились новые компании, расширился ассортимент выпускаемой ими продукции, улучшилось ее качество, — продолжает Захаров. — Но кардинальными эти изменения назвать нельзя. Приведу такой пример. В год приморские предприятия продают своей продукции на 200 миллионов рублей, что не так много. Нельзя говорить и о том, что доминирует производство той или иной категории товара. Выпуск объектов корпусной и кухонной мебели нестабилен. Никто уже не работает на склад, все зависит от покупательских предпочтений. К лидерам отрасли можно сейчас отнести «Уссурийскмебель» (в основном производство кухонь) и «Восток-мебель» (мягкая и корпусная мебель)».

Дело за инвестициями

Ситуация на рынке Приморья меняется к лучшему. Налицо тенденции к формированию среднего класса, а он может позволить себе чаще приобретать предметы интерьера, как грибы растут офисные помещения, постоянным клиентом производителей мебели стал туристический бизнес.

С другой стороны инвестиции в местную мебельную промышленность оставляют желать лучшего. Займы и кредиты в банках можно получить под надежные гарантии или под залог имущества, что также не устраивает многих производителей. Плюс высокие процентные ставки по кредитам в банке.

Тот факт, что крепко стоящее на ногах «Уссурийскмебель» смогло купить оборудование на $500 тыс., объясняется его структурной принадлежностью. Оно входит в состав такого лесного гиганта, как «Приморсклеспром». Последний, к слову, намерен в ближайшее время построить в Чугуевском районе комбинат по выпуску МДФ. Это модифицированная плита из отходов деревообработки, используется для украшения фасадов. Такого предприятия на Дальнем Востоке нет, и приходится завозить МДФ из западных регионов страны и из других стран, что существенно увеличивает конечную стоимость изделий. Другое крупное лесозаготовительное предприятие ОАО «Тернейлес» намерено запустить фабрику по изготовлению фанеры.

Пока материалы, не говоря уже об оборудовании, нашим мебельным предприятиям приходится ввозить. Парадоксально, но факт: имея в крае огромные лесные ресурсы, лишь считанные предприятия отрасли располагают собственным лесосечным фондом, который могут использовать в производстве. Остальные предпочитают везти материалы с запада России или из того же Китая.

Ставка на новые технологии

Серьезной проблемой для мебельных предприятий являются высокие таможенные пошлины на ввоз в Россию станков и иного высокотехнологичного оборудования.

«Ситуация, однако, постепенно меняется, — говорит Захаров. — В прошлом году в два раза были снижены пошлины на пиломатериалы и вовсе отменены на ввозимый в страну слоисто-клееный материал. А на прошлой неделе стало известно, что с 1 января 2006 года ожидается решение правительства об освобождении от пошлин ввоз высокотехнологичного оборудования более 600 наименований из 1200, которое не выпускается в России. Надо полагать, в этот перечень попадет и передовое оборудование ведущих мировых производителей».

Представитель администрации Приморья признает, что только с помощью административных решений изменить ситуацию в отрасли не получится. Нужны инвестиции, нужны технологии. Хотя в крае и действует программа по развитию лесопромышленного комплекса, подразумевающая привлечение инвестиций, денег нет.

В связи с этим есть опасения, что наши мебельные фабрики могут быть вытеснены с рынка китайцами. Китайская мебель нынче не та, что была еще 10 лет назад. В последнее время в Японии разорились многие деревообрабатывающие и мебельные компании. Соседи из КНР не теряли времени даром и перекупили все оборудование банкротов. В данный момент на юге Китая появились вполне современные мебельные предприятия.

Выйти из тени

Время «мебельных королей» прошло, сейчас именно малый и средний бизнес делают погоду на рынке деревообработки. Однако до сих пор половина малых предприятий работает «в тени»: на два официально зарегистрированных приходится одно полуподпольное. Только во Владивостоке таких не менее 20. При том что продукция таких предприятий вполне конкурентоспособная из-за экономии на налогах.

Дмитрий ХАБАЛОВ.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ