2021-12-21T08:20:52+10:00 2021-12-21T08:20:52+10:00

АСРФ: цели отраслевых налоговых льгот вызывают вопросы

фото KONKURENT |  АСРФ: цели отраслевых налоговых льгот вызывают вопросы
фото KONKURENT

Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота опубликовала выполненное по ее заказу исследование НИФИ Минфина России, посвященное анализу налогообложения рыбопромысловых компаний.

Согласно выводам исследования, действующие налоговые льготы (режим ЕСХН, механизм уплаты ставок сборов за водные биоресурсы) не являются эффективным инструментом поддержки малых предприятий и не создают условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли.

В АСРФ напоминают, что вопросы ограничения применения ЕСХН в отрасли и изменения механизма уплаты ставок сборов за пользование ВБР в целях развития рыбопереработки включены в перечень поручений президента Владимира Путина по итогам заседания президиума Госсовета от 9 ноября 2015 г. Также в апреле 2021 г. президентом дано поручение о налоговых стимулах увеличения финансирования инвестиционных проектов на российской территории за счет собственной прибыли.

Как следует из отчета НИФИ, для российского морского рыболовства характерна высокая концентрация капитала. Крупнейшие компании и группы компаний (холдинги) создают около 50% общей выручки отрасли. Около 90% выручки проходит в отчетах по укрупненному виду деятельности «морское рыболовство».

Экспертами НИФИ выявлено, что около половины крупнейших компаний и холдингов сегодня широко применяют льготы – режим ЕСХН, налог на прибыль по ставке 0%, 15% размера ставок сбора за пользование водными биоресурсами.

В целях применения налоговых льгот (ЕСХН и уплаты ставок сборов за пользование объектами водных биоресурсов в размере 15%) правительством утвержден перечень из 40 градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций (ГПО). Из них морское промышленное рыболовство, которое затрагивает исследование НИФИ, осуществляют всего 24. При этом 5 входят в состав крупнейших холдингов, 5 относятся к среднему бизнесу и лишь 14 – к малым предприятиям.

Приведенные экспертами НИФИ расчеты подтверждают, что сам по себе факт принадлежности предприятий к ГПО не должен определять применяемые льготы, поскольку ГПО, входящие в состав холдингов, имеют исходный экономический потенциал на уровне крупнейших и средних предприятий.

Таким образом, режим ЕСХН вместо достижения своей цели – поддержки предприятий, находящихся в объективно менее благоприятных экономических условиях, приводит к тому, что они ущемляются в конкурентной борьбе с более крупными компаниями. В свою очередь, это может приводить к их вытеснению с рынка, сокращению рабочих мест и иным негативным социально-экономическим последствиям.

Выпадающие бюджетные доходы в связи с предоставлением льгот по ЕСХН на поддержку крупнейших предприятий отрасли оцениваются не менее 5 млрд рублей в год. Кроме того, на крупнейшие предприятия и холдинги приходится 29% объема льгот по сбору за пользование ВБР (3,5 млрд рублей).

По выводам экспертов, результат действующего регулирования таков:

– снижение поступлений налога на прибыль и от уплаты ставок сбора за пользование водными биоресурсами в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

– создание неравных конкурентных условий менее крупным компаниям и компаниям, не имеющим холдинговую структуру.

Вносятся следующие предложения:

  1. Применить в морском промышленном рыболовстве ЕСХН исключительно для малых предприятий (выручка до 800 млн. руб.), не аффилированных с иными участниками отрасли.
  2. Доработать законопроект по изменению механизма уплаты ставок сборов за ВБР, дополнив его стимулами реализации отраслевых инвестиций на период становления инвестпроектов (5 лет).
  3. Исключить ГПО из механизмов режима ЕСХН и льгот по уплате ставок сборов за ВБР в целях предотвращения возможности ухода от уплаты налога на прибыль и льгот по ставкам сбора крупнейшими организациями отрасли и в рамках холдингов

Ожидается, что внедрение этих предложений позволит получить повышение доходов консолидированного бюджета на 21,6 млрд рублей (4 млрд рублей в федеральный бюджет и 17,6 млрд рублей в региональные бюджеты) при учете указанных предложений, в том числе:

– 6,1 млрд рублей в результате реформирования ЕСХН (0,9 млрд рублей в федеральный бюджет и 5,2 млрд рублей в региональные бюджеты);

– 15,5 млрд рублей в результате реформирования ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов (3,1 млрд рублей в федеральный бюджет и 12,4 млрд рублей в региональные бюджеты).

Кроме того, предполагаются и следующие эффекты:

  1. Создание единых и справедливых конкурентных условий налогообложения в отраслевом сегменте и стимулов инвестиций на российской территории в обновление судов рыбопромыслового флота и рыбопереработку.
  2. Реализация отраслевых инвестпроектов и создание условий для дальнейшего роста инвестиций (сохранение темпа роста инвестиций на уровне 41,7%).
Читайте Konkurent.ru в
Яндекс Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ