2022-01-26T10:23:31+10:00 2022-01-26T10:23:31+10:00

Крутой спуск денег. Что происходит на горнолыжных базах Приморья

фото pixabay.com |  Крутой спуск денег. Что происходит на горнолыжных базах Приморья
фото pixabay.com

Горнолыжные базы переживают непростые времена в Приморье: по словам участников рынка, это очень тяжелый, инвестиционно затратный бизнес с массой подводных камней. А в 2021 г. к традиционным проблемам отрасли добавились новые – введение QR-кодов и бешеный рост цен на ГСМ.

Золотой снег

Лыжный сезон официально стартовал в Приморском крае 27 ноября. Как сообщают представители отрасли, многие базы отметили снижение посещаемости по отношению к прошлому сезону. «Гостей стало меньше из-за пандемии и QR-кодов. Ограничения сохраняются до сих пор», – рассказала совладелица горнолыжной базы «Алексеевка» Наталья Иващенко.

Вторая причина, которая повлияла на доходы предприятий, – рост цен, в первую очередь на дизельное топливо, которое с начала 2021 г. подорожало минимум на 30%. Приморские горнолыжки в основном используют искусственный снег, а снежные пушки потребляют большое количество «дизеля».

«Расходы выросли. Причем цены растут и на ГСМ, и на электричество, и на металл – из-за этого нам очень дорого обошлось построить гараж для нового ратрака (специальное транспортное средство на гусеничном ходу, используемое для подготовки горнолыжных склонов к катанию. – Прим. ред.)», – комментирует директор филиала КГАУ «Краевая спортивная школа олимпийского резерва» (Arsgora) Александр Юшин.

Как сообщают участники рынка, бешеная инфляция и рост цен абсолютно на все товары не могли не сказаться на стоимости горнолыжного отдыха. Цены в текущем сезоне поднялись, и не все посетители отнеслись к этому с пониманием. Падение покупательной способности – еще одна причина, по которой некоторые приморские горнолыжки отмечают спад посещаемости.

Тем не менее в пик сезона – новогодние праздники – загруженность многих предприятий достигала максимума, по ряду горнолыжек отмечался и прирост клиентов в сравнении с прошлым годом. Так, в «Грибановке» говорят о загруженности 100% и выше.

«Пандемия и закрытые границы, конечно, повлияли на трафик, но незначительно. Те, кто привык лето проводить на пляжах Таиланда и Египта, не спешат вставать на горные лыжи и сноуборд – из личных наблюдений. А вот детей на склонах стало больше, это заметно как по необходимости и наличию инструкторов для детей, так и по их количеству на склоне по сравнению со взрослыми спортсменами», – сообщила представитель горнолыжной базы.

Александр Юшин также говорит о загруженности 100% на длинных выходных: «В эти новогодние праздники радовала погода по сравнению с прошлым годом, когда стояли большие минуса. И народа было много. Плюс из-за пандемии люди не уехали на горнолыжные курорты Японии, Китая и Кореи».

Высокую загруженность отмечает и центр отдыха «Комета».

Участники рынка рассказывают, что основная масса отдыхающих – приморцы. Хабаровчан приезжает мало, так как в Хабаровском крае свои горнолыжные базы и нет такого дефицита снега, как в Приморье. Тем не менее есть «горнолыжки», ориентированные на соседний регион ввиду подходящей локации – например, ГЛК «Медвежья долина» (располагается в тайге на острогах Сихотэ-Алинского хребта в 217 км от Хабаровска) организует регулярный трансфер из Хабаровска и обратно. Такая поездка, включая Ski-pass на весь день, обойдется хабаровчанину около 3 тыс. руб.

Любители горнолыжного спорта отдыхают в Сочи, где на популярных курортах можно приобрести Ski-pass от 1 тыс. руб. за 4 часа. Но главным конкурентом представители отрасли называют спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» в Сахалинской области.

«О конкуренции в Приморье говорить не имеет смысла. Главный конкурент всего горнолыжного бизнеса в регионе – «Горный воздух». У нас же все центры, комплексы, которые предоставляют услуги зимних развлечений и отдыха, раскиданы в разных районах и направлены на определенных отдыхающих. Где-то это больше спортивные объекты, где-то семейный отдых. Мы считаем, что дружественные связи и отношения лучше влияют на развитие данных направлений на всех горнолыжных склонах, чем открытая конкуренция и борьба за клиентов», – рассказали в «Грибановке».

Что касается зарубежных курортов, то в связи с коронавирусными ограничениями страны Азии сменили другие популярные направления, правда, не настолько востребованные. Например Болгария, сообщают в турагентствах, куда горнолыжный тур стоит около 25 тыс. руб.

Цена вопроса – миллиард

Горнолыжная база – очень тяжелый, дорогой и трудозатратный бизнес с большим количеством подводных камней. Об этом скажет любой, кто им занимается. Предприятия зависимы от дорогостоящего оборудования, и поломки выливаются в огромные расходы. Так, горнолыжная база «Лукьяновка» понесла серьезные убытки в этом сезоне из-за того, что снежная пушка вышла из строя.

Сезон в Приморье короткий, продолжается всего несколько месяцев, а зима не отличается обилием снега. «Сезонность и дефицит снега – две глобальные проблемы отрасли. И если Владивостоку и «Грибановке» повезло – выпал снег, то на нас обрушился ливень. Все пришлось оснежать заново, а это очень большие деньги, учитывая стоимость дизельного топлива», – рассказала Наталья Иващенко.

По ее словам, сейчас точно не лучший момент открывать горнолыжный бизнес. «Даже с пушкой надо уметь обращаться. Мало просто ее купить. Туда, где «гольный лед», клиенты не приезжают снова. Две одинаковые пушки под управлением разных специалистов могут давать абсолютно разный результат – комфортный снежный склон или «каток», а ведь лыжи и без того травмоопасный вид спорта, ты ощущаешь повышенную ответственность за людей. Медперсонал всегда наготове – вдруг где какая травма», – перечисляет Наталья Иващенко.

Некоторые горнолыжки несут повышенные расходы из-за того, что находятся далеко от населенных пунктов и работают на генераторах. Есть региональные программы помощи хозяйствующим субъектам в электрофикации, но, как правило, объемы финансирования слишком малы.

«Мы пытались принимать участие в такой программе. По итогу, чтобы протянуть 6–7 км кабеля от населенного пункта, нам насчитали 21 млн руб., и только 3 млн составило бы финансирование из бюджета. Конечно, таких денег у нас нет. Даже если взять кредит, сколько лет потребуется, чтобы отбить эту сумму?» – говорит Наталья Иващенко.

Тем не менее известны примеры, когда за государственные деньги электричество проводили на пасеки, расположенные далеко в тайге. Горнолыжные базы – тоже значимый бизнес для Приморья, который заслуживает помощи, считает собеседница. Прежде всего он решает проблему досуга, которая зимой остро стоит для жителей Находки и прилегающих территорий.

«Будь у нас электричество, мы бы вложились в развитие, купили автоматизированные пушки. Плюс существуют проблемы с водой – водопровод отсутствует, потому что база находится в лесу. Воду качают насосы из водоема, который может замерзать, а в этом сезоне температуры опускались до -34, -36 градусов. Склоны поддерживаем, но это очень дорого нам обходится», – комментирует Наталья Иващенко.

Александр Юшин рассказывает, что для Arsgora основная проблема – это канатная дорога. Старую, маломощную, 1973 года выпуска, установили в 2005 г. Руководство предприятия мечтает заменить ее на новую, производительную, крейсерную. Цена вопроса – свыше 1 млрд руб. Едва ли в Приморье есть горнолыжное предприятие, которое может позволить себе такие инвестиции.

Эксперты подчеркивают, что не только сезонность и малоснежная зима – причины, по которым индустрия зимних развлечений пока не так развита в Приморье. В конце концов, в ОАЭ построили крытый горнолыжный курорт среди пустыни. Александр Юшин рассказывает, что посещал международные семинары, где обсуждались вопросы туристической индустрии и горнолыжного отдыха в том числе.

«На одном из семинаров был задан вопрос, почему в России базы отдыха – это часто убыточный бизнес, – вспоминает собеседник. – А дальше перешли к тому, какая средняя зарплата по России. Прозвучала цифра в районе 500 долларов. Мнение эксперта: «Ребята, базы отдыха будут эффективно работать и развиваться только там, где средняя зарплата не менее двух тысяч долларов. Вот и весь ответ».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ