Правительство РФ одобрило разработанный Минфином и Минэнерго законопроект о корректировке демпфирующего механизма на топливо, чтобы сдержать рост цен на бензин. Об этом заявил замглавы Минфина Алексей Сазанов.
Решение о донастройке механизма было принято, чтобы удержать розничные цены на бензин и дизель в пределах инфляции. «Так как в текущих макроэкономических условиях из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть экспорт для нефтяных компаний является более привлекательным, что оказывало давление на цены для потребителей на внутрироссийском рынке», – подчеркнул он.
В результате корректировки размер компенсации разницы между экспортной и индикативной ценой топлива по демпферу вырастет с 68% до 83% по бензину и с 65% до 83% по дизелю. Кроме того, донастройка уменьшит допустимый уровень превышения средней оптовой цены реализации дизеля над ее индикативной ценой с 20% до 15%.
В Минфине уверены, что решение о донастройке механизма демпфера позволит удержать розничные цены на бензин и дизельное топливо в пределах инфляции в 2022–2024 гг. Расходы бюджета РФ при этом составят 650,7 млрд руб. при их вступлении в силу с 1 апреля текущего года. «Эти расчеты сделаны исходя из стоимости нефти на уровне 80 долларов за баррель и курса в 74 рубля за доллар США», – сказал Сазанов.
Напомним, суть демпфирующего механизма в том, что если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.
При этом специально для Дальнего Востока власти запустили субсидию на поставку моторного топлива по железной дороге. Теперь при поставках топлива в регионы ДФО государство будет возмещать ОАО «РЖД» недополученные расходы, возникающие в результате установления льготных тарифов на перевозку моторного топлива. В свою очередь, ОАО «РЖД» предоставляет соответствующую скидку грузоотправителю в размере до 4 тыс. руб. на тонну топлива к тарифу на перевозку.
В настоящий момент до 50% всего потребляемого в ДФО топлива поступает по железной дороге от НПЗ из Сибирского федерального округа и Центральной России. Субсидия действует для всех отправлений, оформленных с 31 января 2022 г., и работает исключительно для потребителей внутреннего рынка.
Новая субсидия разработана взамен ранее действовавшему механизму «дальневосточного демпфера», предусматривавшего надбавку в размере 2 тыс. руб. за тонну к обратному акцизу в случае реализации автомобильного бензина и дизельного топлива на базисах поставок, расположенных в Дальневосточном федеральном округе.
На новую субсидию в федеральном бюджете предварительно заложено 9,8 млрд руб. в 2022 г., 8,9 млрд руб. в 2023 г. и 8,3 млрд руб. в 2024 г.