Спасибо Ньепсу, Дагеру и Ко
Первая фотография появилась в 1827 г. Открыл это чудо, способное «остановить мгновение», французский отставной офицер Жозеф Ньепс. В 1829 г. он нашел себе партнера — художника Луи Дагера, — и они вместе усовершенствовали технику фотографии (стали делать их на медных пластинах, покрытых серебром). После смерти Ньепса в 1833 г. Дагер продолжил опыты. Ему удалось проявить пластины с помощью паров ртути и в 1839 г. познакомить мир со своим изобретением, нареченным дагеротипом. Однако каждый снимок мог существовать лишь в одном экземпляре. Англичанин Толбот внес свой вклад в это дело, вместо металлических пластин применив бумагу, пропитанную светочувствительным нитратом серебра, что позволило получать уже любое количество позитивных отпечатков с одного негатива. В 80-е гг. ХIХ в. фотография благодаря изобретателю Джорджу Истмену сделала еще один существенный рывок вперед — появилась гибкая фотопленка со светочувствительной эмульсией. А следом и первая легкая фотокамера фирмы «Кодак».
Фотография покоряет мир
Понятно, что этим необычным «художеством», не требующим красок и кисти, но способным быстро воспроизвести точную копию человека, природу, животных и т.д., заинтересовались и в других странах. Сначала в Европе и Америке, а затем светопись пришла и в Россию. Фотографическими снимками стали увлекаться в городах и весях Российской империи. Начали открываться фотопавильоны, в которые призывно заманивала наружная реклама в виде плакатов на стенах и в витринах (позже и в местных газетах), и нанятые мальчишки, предлагающие запечатлеть вашу физиономию и ваших родных на века. Правда, простой люд, особенно пожилого возраста, на первых порах с испугом и подозрительностью относился к диковинной новинке, полагая, что это сатанинские забавы.
Действительно, если сравнивать с днем сегодняшним, вся эта «доисторическая» фотокухня выглядела весьма странно и примитивно. Фотокамеры были громоздки и имели целый ряд дополнительных приспособлений и устройств, а сам процесс воспроизведения снимков с помощью различных химреактивов был трудоемким и походил на некое колдовство.
Первые снимки Владивостока
Владивосток, как известно, был основан летом 1860 г., т.е. спустя 21 год после появления фотографии. Однако потребовалось еще более 10 лет, прежде чем на берегах Золотого Рога были сделаны первые снимки.
К сожалению, сегодня неизвестно, кто сделал первый снимок в этих диких краях и что именно на нем было изображено. Однако известно, что первые фотографии Владивостока, тогда еще не города, а поста, появились в начале 70-х гг. ХIХ в. Именно к этому периоду относится снимок, который исследователи владивостокской старины считают самым ранним из дошедших до нас. На нем за хворостяным заборчиком на переднем плане виден западный угол Золотого Рога со шхунами у берега и различными строениями по побережью (район нынешней центральной площади города). Между тем не так давно выяснилось, что есть и более ранний снимок города неизвестного автора, датированный 1866 г. Он был оформлен в виде почтовой открытки и издан торговым домом «Кунст и Альберс». С тыльной стороны этого раритета, хранящегося в архиве Общества изучения Амурского края, — текст частного письма. Открытка адресовалась в г. Нежин Черниговской губернии.
В 1874 г. в свет вышел уже целый фотоальбом с видами Владивостока и кораблями, которые помогали первопроходцам открывать и осваивать побережье Дальнего Востока, — это транспорт «Манджур» и пароходо-корвет «Америка». На потертой кожаной обложке этого уникального альбома, который как величайшая реликвия хранится в музее им. В.Арсеньева, значится: «Воспоминания о Далеком Востоке 1874—1883». Вот только доподлинно неизвестно, кто автор этой первой фотолетописи старого Владивостока. Краеведы склонны считать, что снимки сделаны первым владивостокским фотографом Владимиром Ланиным. Правда, есть мнение, что к альбому приложил руку и фотограф Карл Шульц, который следом за Ланиным в начале 70-х на берегах Золотого Рога стал делать портреты и семейные фотоальбомы, снимать бытовые и жанровые сцены, природу и лики совсем еще юного Владивостока.
Заметим, что до 70-х гг. XIX в. в Центральной России о далекой дальневосточной окраине империи знали лишь по редким публикациям в печати и рисункам, сделанным в основном офицерами, побывавшими в этих краях (один из первых рисунков относится к середине 60-х гг., на котором изображена бухта Золотой Рог с пароходо-корветом «Америка» на рейде и несколькими домишками на северном и южном берегах бухты). И вот с середины 70-х гг. и в столичной печати стали появляться первые фотографические изображения Владивостока и края, овеянного романтикой, легендами и былью о длинном рубле и полной лишений и опасностей жизни первопроходцев в Уссурийском крае. Автором их был Владимир Ланин. Кроме того, многие его снимки стали достоянием Императорской публичной библиотеки в Петербурге. В 1888 г. первый фотограф нашего города, продав дом и фотопавильон, покинул Владивосток (позже в честь его был назван переулок по соседству с железнодорожным вокзалом, где он проживал).
К слову, Карл Шульц (в отличие от Ланина он не был профессиональным фотографом, а служил чиновником в городской управе) осуществил тогда и такой бизнес-проект: сфотографировал девушек Владивостока, мечтающих о замужестве, и разместил их фото в специальном альбоме. Любой потенциальный жених мог полистать этот альбом и выбрать себе невесту по вкусу. Именно так, к примеру, нашел себе спутницу жизни один из известнейших и богатейших местных предпринимателей и меценатов Михаил Янковский.
Благодаря фотографам Ланину и Шульцу сегодня мы можем познакомиться с Владивостоком середины 70-х гг. позапрошлого века. Ими запечатлены фрагменты тогда еще грунтовой улицы Светланской, больше похожей на проселочную дорогу, только что получившей новое имя по имени фрегата «Светлана», на котором посетил Владивосток великий князь Алексей Александрович, сын Александра III (до 1873 г. главная улица города носила неофициальное название Американской или, проще, Американки, нареченной так в честь пароходо-корвета «Америка») и т.д.
Они были первыми
Кроме Ланина и Шульца история сохранила имена и других мастеров фотографии Владивостока конца ХIХ — начала ХХ вв. — Хлебникова, Подзорова, Величко, Бриллиантова, Григорьева, Мацкевича...
Пожалуй, самым удачливым из них, достигших весьма заметных высот в профессии, был Владимир Мацкевич, прибывший молодым человеком на берега Золотого Рога из Центральной России в начале 90-х гг. Несмотря на серьезную конкуренцию (на исходе ХIХ в. во Владивостоке насчитывалось более 30 фотопавильонов, из которых едва ли не половина приходилась на долю представителей Страны восходящего солнца) новичку удалось выбиться в люди. Спустя несколько лет его профессионализм был признан коллегами на всероссийских фотовыставках и отмечен рядом медалей. Более того, Мацкевич удостоился высочайшей награды «Его императорского величества великого князя Алексея Александровича». И, знать, по заслугам Мацкевич в 1900 г. был признан лучшим мастером фотографии города нашенского. При этом он вел фотолетопись не только Владивостока, но и жизни и быта людей Дальнего Востока, его флоры и фауны.
Конкуренты из японской разведки
Создавали фотолетопись Владивостока и увековечивали его жителей, особенно офицеров Сибирской военной флотилии, корабли и суда, порт и крепостные сооружения и конкуренты наших фотографов — ловкие ребята из разведотдела Генерального штаба Японии, обосновавшиеся во Владивостоке (равно как и в Уссурийске, Хабаровске, Благовещенске, Порт-Артуре, Дальнем) под видом добропорядочных и исполнительных фотографов, гарантировавших качество и бравших невысокую плату за свою работу. В реальности же мы заплатим позже, в русско-японскую войну 1904 — 1905 гг., весьма дорогую плату за эти снимки, свое ротозейство и полную утрату бдительности.
Увековечивали и уголовных авторитетов
Нашла фотография 101 год назад и еще одно важное применение. С осени 1904 г. уголовная полиция России стала делать снимки преступников, попавшихся ей в руки. До этого времени (с 80-х гг. ХIХ в.) снимали лишь отдельных матерых уголовников. Именно благодаря этому до нас и дошли снимки, к примеру, легендарной королевы преступного мира Российской империи Соньки Золотой ручки, как «портретного плана», так и во время ее заковывания в кандалы и отправки на сахалинскую каторгу, а также некоторых других уголовных авторитетов той поры.
А в 1913 г. появились и первые цветные фото Владивостока. Их заказал в Стокгольме торговый дом братьев Синкевичей, которые владели большим книжным магазином на Светланской. На этих снимках были запечатлены достопримечательности города: памятники адмиралам Завойко, Невельскому и др., в т.ч. и виды города, Золотого Рога с кораблями на рейде.