Рубрика «Персона» появилась в «К» почти 12 лет назад. Все эти годы ее героями становились люди, которые должны были заинтересовать читателя. Если такого интереса редакция не чувствовала, то (просим прощения за самонадеянность!) в меньшей степени мы пеняли на себя. Иногда газетные «портреты» были далеки от «оригиналов» (люди хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, — это нормально), но мы всегда старались выписывать их тщательно.
«Вычерпать» из персоны все не представляется возможным, к тому же не всегда приятно лезть человеку в душу и обо всем расспрашивать. Но мы лезем и расспрашиваем, потому что это — наша работа. Нет ничего в жизни такого, что могло бы не пригодиться в журналистской профессии (которой, кстати, никто сейчас нигде не учит). Самое главное для журналиста — уметь слушать. Тебе должны захотеть рассказать. В этом, судя по нашему маленькому, но ценному опыту, скрыт секрет ремесла.
То, чем занимаются журналисты «К», безусловно, полезно: общение с успешными, интересными людьми дает импульс, помогает составить представление о возможных масштабах личности человека. Главное в любом деле — ПЕРСОНА. Если она появляется — Генри Форд, Акио Морита, Сергей Дарькин, Александр Радченко, — появляются Ford, Sony, «Ролиз», «Спектр связи». В головах этих личностей рождаются проекты, которые иногда сильно меняют действительность.
А «Конкурент»? Повлиял ли он на героев рубрики «Персона»? На некоторых — очень сильно, другие о своих интервью давно забыли. Последнее, впрочем, не важно. В нашем архиве сохранилось каждое слово. Сказанное в газете, рано или поздно, оно отзовется.
ОПРОС
«А вы помните себя 15-летним?»
«Помню очень хорошо, — рассказал Сергей Сопчук, председатель Законодательного собрания Приморского края. — Когда мне было 15, я серьезно задумался об учебе — прежде у меня бывали тройки, поэтому взялся повышать успеваемость. К окончанию школы в моем аттестате значились только «4» и «5». А еще в 15-летнем возрасте я стал увлекаться автомобилями. Старался побольше узнать об их устройстве, ремонтировал. Помню, однажды захотел в полной мере проявить свою любовь к машине. Отправился на семейных «Жигулях» встречать отца, возвращавшегося из командировки. Естественно, меня задержали на первом же посту ГАИ — прав-то еще не было. Все обошлось... К слову, я до сих пор коллекционирую модели машин».
Владимир Николаев, мэр Владивостока: «В 15 лет я попросил родителей купить мокик, а они предоставили мне возможность заработать на него самому. Два месяца мы с другом красили заборы и контейнеры, еще месяц тарировали чеснок. В итоге заработали по 250-300 рублей и купили желанную мототехнику. Тогда было обидно: как же так, кому-то все просто дается, а я должен работать... Но теперь понимаю, что для моих родителей это было очень важно — воспитать во мне уважение к труду и к такому понятию, как ценность денег».
Геннадий Турмов, ректор ДВГТУ: «Часто вспоминаю себя 16-летним. В том возрасте, как и все законопослушные граждане страны, получил паспорт. Действительно ощутил себя «большим», взрослым человеком. А еще в тот год (1958-й) я впервые столкнулся с отечественной бюрократической машиной. Вместе со мной паспорт получал мой друг, который, «благодаря» ошибке в метрике, получил имя «Александыр»; как он только не уговаривал паспортисток, как не просил поменять — ничего не помогло. Своим правильным именем он стал называться лишь после окончания вуза и исправления написанного — ужасно долгой процедуры... С тех пор, сталкиваясь с нашими бюрократами, я периодически вспоминаю тот случай».
Анна Щур, глава компании «Терратур», совладелица частной школы «Терра»: «15-летней я входила в сборную по баскетболу Приморского края, и мы выиграли чемпионат России в Новосибирске. Тогда же я познакомилась с будущим мужем».