В эпоху пандемии купить готовый бизнес для частного инвестора не труднее, чем приобрести подержанный автомобиль или бывший в употреблении сотовый телефон. Однако так ли это на самом деле?
Сделки, как правило, совершаются импульсивно, под первым впечатлением стабильности и респектабельности нового дела. Катерина Бородина, заместитель директора CFС, совладелец и сооснователь сети столовых: «В начале 2020 г. наткнулась на объявление о продаже этого предприятия. Как раз был разгар пандемии, все, как говорится, «встало». Через полчаса приехала, познакомилась с продавцами. Заведение работало только навынос: чистое, уютное. Мне понравилось. Сумма была средняя, и решение о покупке было принято на эмоциях. Предприниматели пояснили, что уезжают из региона и поэтому продают «любимое заведение». Меня все устроило, и я внесла предоплату. Чуть позже познакомилась непосредственно с собственником этого помещения, и началось самое интересное. Оказалось, что кафе и оборудование были в аренде, пришлось выкупать. Бывшие хозяева, «милые люди», в итоге показали себя с не очень хорошей стороны. Выяснилось, что никуда они не уезжают, просто кафе перестало приносить доход.
Сейчас я понимаю, что можно было заключить договор напрямую с собственником, без посредничества. А еще, исходя из собственного опыта, пришла к мнению, что реально работающий, прибыльный бизнес продавать никто не будет. Даже сегодня, мониторя объявления, вижу: в большинстве случаев на продажу выставлено то, что открылось совсем недавно. То есть люди стараются отбить деньги, вложенные в коммерчески невыгодные предприятия».
Эксперты выделяют две категории покупателей: начинающие предприниматели, желающие попробовать себя в «своем деле», и опытные бизнесмены, стремящиеся понятными им путями извлечь дополнительный доход.
Евгений Кульчицкий, директор «ИманСуши»: «Новички» зачастую горят идеей и видят потенциал в покупке именно готового бизнеса, однако в итоге чаще всего разочаровываются и стремятся избавиться от такого бизнеса. Второй вариант – люди, которые ищут бизнес конкретно под себя, с пониманием, как его развить и извлечь доход. Смысл покупать готовый бизнес, безусловно, есть, но речь идет о тех случаях, когда покупатель имеет экспертность в этом вопросе. Например, если ты занимаешься строительством и покупаешь убыточную строительную компанию, понимая, как ее развить и сделать прибыльной, сделка может стать выгодной обоим сторонам. Лично у меня был опыт покупки службы доставки японской кухни. Я уже имел опыт работы в этом сегменте, знал, что нужно делать и как это развить. Продавец оказался адекватным, но какие-то моменты все-таки недоговаривал, пришлось столкнуться с ними, как говорится, в процессе. Но в целом все решилось положительно».
Николай Гончаров, адвокат Коллегии адвокатов Владивостока, адвокат компании «Ростконтракт», согласен с коллегой и отмечает, что при покупке бизнеса у самого предпринимателя должны быть определенные наработки в том направлении, в котором он собирается работать: «Если человек успешно продает спортивную одежду, то бизнес в сфере общественного питания будет требовать тщательного изучения рынка. То есть, переходя в иную сферу деятельности, покупатель должен понимать, как именно развиваться в дальнейшем».
Инвестиции в «чей-то» бизнес – дело рискованное. «Обжигаются» даже матерые предприниматели. Марина Оборожная, заместитель председателя НП «Бизнес Приморья», пояснила, что чаще всего в открытом доступе продается бизнес, не имеющий определенной опоры, как правило, это новые развивающиеся предприятия – питстопы, коммерческие помещения, торговые точки, которые в основном базируются на аренде и не имеют особых активов. При этом в договорах аренды нередко встречаются условия, которые нельзя изменить или для арендатора они кабальны.
«Эти риски нужно учитывать, как, собственно, и другие: возможность привлечения новых кадров, разработка новых связей, опыт и знания в направлении, куда заходит покупатель – на каждом этапе сделки есть свои нюансы. Советую при покупке бизнеса обратиться к специалистам. Принимая решение о значительных инвестициях, разумнее проконсультироваться с экспертами, нежели потерять деньги», – указывает Оборожная.
Александр Гимильштейн, предприниматель: «Все инструменты, направленные на снижение рисков при покупке готового бизнеса, лежат на поверхности: маркетинговые исследования, аналитика, грамотное построение договорных отношений, аудит и так далее. Покупку бизнеса однозначно нужно начинать с договора о намерениях и со взятия данного бизнеса в управление сроком на 1–3 месяца с целью проверки всех показателей. Если бизнес действительно рентабельный, как заявляет продавец, то ему нечего скрывать и он пойдет на этот шаг. На данный шаг будет потрачено максимум 3–5% от стоимости бизнеса. В крайнем случае можно договориться о том, что он допустит оплаченного вами аудитора к себе на предприятие. Если же продавец приукрасил данные о рентабельности, он будет под разными предлогами отклонять данное предложение».
Адвокат Николай Гончаров рекомендует при покупке любого готового бизнеса, особенно если предприятие очевидно продается по заниженной цене, обратиться к специалисту за проведением внешнего аудита: «Нужно понимать, что аудит, который сделан компанией-продавцом, может намерено скрыть недостатки бизнеса. А при продаже успешного, как заявляет продавец, бизнеса по низкой цене нужно еще более серьезно учитывать возможные риски. Например, в своей практике я неоднократно сталкивался с тем, что такой бизнес продавался с учетом трехгодовой прибыли. Если ежегодная прибыль выставленного на продажу предприятия показана в 10 млн руб., а сам бизнес продается за 15–20 млн, то стоит насторожиться и максимально выяснять причины такой априори невыгодной для продавца сделки».
Особенно высоки риски в бизнесе, который размещается в арендованных помещениях. У собственника здания могут смениться планы, например, он не только может поднять цену за аренду, но и потребовать расторжения договора.
«Перед покупкой такого бизнеса я советую промониторить рынок коммерческой недвижимости и выяснить, какие существуют возможности переезда из арендованного помещения в случае возникновения там проблем в другие арендные помещения, с точки зрения их стоимости. Так как в той удобной локации, где покупатель собирается приобретать предприятие, аренда может быть очень высокой и стать дороже рентабельности самого бизнеса», – поясняет адвокат Гончаров.
Его полностью поддерживает Андрей Рысенков, руководитель отдела продаж ESTATE GROUP: «Если бизнес продается в арендованном помещении, обязательно нужно познакомиться лично с арендодателем и узнать об эксплуатации этих объектов в будущем, потому что ваши планы могут не совпадать с планами собственника коммерческой недвижимости. Кроме того, мы рекомендуем заключить договор о намерении перезаключения договора аренды на нового арендатора в случае покупки бизнеса. И исходить из срока предполагаемой окупаемости этого бизнеса. Зачастую сами собственники продают помещения как арендный бизнес, речь идет о помещениях, которые приносят стабильный доход с аренды. В таких случаях достаточно легко посчитать рентабельность. Сейчас хорошим сроком окупаемости считается около 8–9 лет».
Кроме прочих существуют риски, когда продавец, имея две аналогичные компании, одну выставляет на продажу. Таким образом, он развивает вторую, используя имеющиеся контакты и наработки, то есть сам оказывается в более выигрышной конкурентной позиции.
«В таких случаях не стоит надеяться, что контакты и наработки продавца сохранятся в покупаемой компании. Потому что вся эта база выстраивается на личных взаимоотношениях и наработанных деловых связях. Список поставщиков и контрагентов придется нарабатывать новый», – напоминает Гончаров.
КОММЕНТАРИЙ
Анастасия Шаклеина, дизайнер одежды, владелица ООО «Shaklein-бренд»: «Идея о покупке готового бизнеса возникла, когда я задумалась о масштабировании своей деятельности, захотела расширить функции дизайнера до производства. Подвернулась возможность купить небольшое производство, к которому прилагались отлаженные машинки, ткани, расходники и швеи, готовые работать. Цена мне показалась адекватной.
Когда деньги были уплачены, начали выясняться неприятные детали. Помещение оказалось меньше, чем я предполагала, а по аренде, наоборот, выше. Я приняла решение переехать в другое помещение. Главное, думаю, оборудование и коллектив. Однако тут выяснилось, что швеи ко мне работать не идут! Оказалось, как только они узнали, что производство будет продаваться, заранее нашли себе другую работу. Я ведь рассуждала так: у меня есть заказы, я покупаю производство, выйдут на работу швеи, конструктор, технолог, и процесс запустится. Но по факту оказалось все с точностью наоборот. Специалистов нет. То есть изначально бизнес как формула был один, а по факту – другой.
Первые три месяца я платила аренду просто так, пыталась найти сотрудников. А тут еще выяснилось, что со специалистами в области швейного производства, оказывается, большие проблемы. Бизнес я покупала прямо перед Новым годом, поэтому в январе – феврале этот «бизнес» вышел мне в огромный «минус».
Сегодня студия успешно функционирует и набирает обороты. Но и сейчас сталкиваемся с проблемами, когда заказы есть, а отрабатывать их не хватает рук.
Из сложившейся ситуации я вынесла четкое понимание, что покупка готового бизнеса не должна быть спонтанной, как у меня. Как творческая личность, я поступила импульсивно – увидела подходящий бизнес, ничего не проверила, деньги были – заплатила. И не учла массу вопросов. Вплоть до того, как правильно вести бухгалтерию, работать с договорами, юрлицами и так далее. На то, чтобы вникнуть во все нюансы, ушло очень много времени.
Если в следующий раз я захочу покупать какой-то бизнес – неважно, швейный или иной, – это будет более грамотный и трудоемкий процесс. Мои изначальные планы «перестать работать дома, перейти в формат производства, запустить бизнес, который будет работать «без меня», и в итоге больше времени проводить со своими детьми» обернулись тем, что теперь приходится, наоборот, работать в два раза больше. Моему предприятию еще нет и года, но развиваемся мы успешно – благодаря лишь тем навыкам, которые у меня есть. Если бы я совершенно ничего не понимала в швейном бизнесе, то просто, как дизайнер, я, наверное, закрылась бы в течение трех месяцев после покупки. Расстроилась бы и перепродала все.
Мой совет: если вы решили покупать предприятие и не имеете минимального опыта, будьте готовы к тому, что будете долго разбираться в деталях, вкладывать деньги, силы, и не факт, что вам хватит сил и терпения «дожить» до выхода на рентабельность».