2022-02-27T09:36:35+10:00 2022-02-27T09:36:35+10:00

Санкции грозят российским авиакомпаниям потерей половины парка

primpress.ru |  Санкции грозят российским авиакомпаниям потерей половины парка
primpress.ru

Власти ЕС приняли решение о полном запрете поставок и лизинга самолетов, вертолетов и другой авиатехники в РФ, а также их страхования и техобслуживания.

Полный запрет распространяется не только на новые, но и старые контракты (с переходным периодом до 28 марта), что означает уход из России или невозможность полноценной эксплуатации всех самолетов Airbus. Предполагается, что США примут аналогичные меры и в отношении Boeing, уверены источники «Коммерсанта».

Согласно сведениям «Транспортной стратегии РФ», в 2020 г. российские авиакомпании эксплуатировали 1290 самолетов всех типов и 2260 вертолетов. Самолетов зарубежного производства на тот момент насчитывалось 824 (64%), вертолетов – 1459 (36%). В том числе и девять среднемагистральных Airbus А319 у новой дальневосточной авиакомпании «Аврора» (помимо их у авиаперевозчика есть также канадские DHC-8 (8 ед.) и внутрирегиональные DHC-6 (3 ед.).

При этом авиакомпании РФ эксплуатируют 980 пассажирских лайнеров, 777 из них – в лизинге. У иностранных собственников перевозчики арендуют 515 самолетов рыночной стоимостью в 10 млрд долларов. Т. е. более половины (55%) всего российского авиационного флота взяты в лизинг у международных компаний. 

Как отмечают эксперты, сам по себе запрет исключительно поставок и лизинга новых самолетов в ближайшие несколько лет – это не критичная история, в России достаточно большой и современный авиапарк, его можно гонять еще долго. Но в принятом виде ограничения ключевой момент – это запрет техобслуживания.

Нет своевременного ТО – не будет и страховок. Кроме того, лизинговые контракты включают положения, которые позволяют лизингодателю вернуть свой самолет в случае санкций или невозможности лизингополучателя поддерживать условия безопасной эксплуатации самолетов. То есть половина «российских самолетов» может просто «улететь».

Еще один важный момент – запрет поставок запчастей и комплектующих для авиапроизводства. Ни одна страна в мире не производит всего комплекса деталей и механизмов, требующихся для производства самолета. «Везде в мире налажена производственная кооперация, всем нужно что-то докупать. И для SSJ-100, и для МС-21 закупалось большое количество комплектующих», – заявил эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Даже в груди «Байкала», главной надежды авиакомпании «Аврора», «бьется» пламенный мотор от General Electriс. По словам Борисова, которые приводит «Коммерсант», предыдущие санкционные ограничения серьезно стимулировали российских производителей, которые продвинулись в авионике или производстве композитов. Но, как всегда, сроки постоянно сдвигаются. Например, двигатель ВК-800 от АО «ОДК-Климов», который еще в прошлом году обещали поставить на «Байкал», по-прежнему доводится до опытной эксплуатации.  

Между тем к 2030 г. России потребуется около 700 новых самолетов и более 430 вертолетов. Полностью заместить потребность российскими SSJ-100 и МС-21 вряд ли удастся. Аналитики полагают, что авиакомпании начнут привлечь парк из альтернативных источников – у китайских лизингодателей, например. Начнется поиск комплектующих через ОАЭ, способы ремонта и техобслуживания в том же Китае.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ