Счетная палата (СП) выступила против строительства второго участка трассы Владивосток – Находка – порт Восточный и предлагает сосредоточиться на реконструкции действующей дороги А188 Артем – Находка – порт Восточный. Об этом говорится в сообщении пресс-службы СП РФ.
Неожиданный поворот аудиторского заключения связан со слишком сложным рельефом территории, на которой должна пройти одна из самых дорогостоящих дорог в истории России. По подсчетам Счетной палаты, проектируемая трасса пересекает 112 водотоков (реки, ручьи, протоки), через которые потребуется возвести как минимум 112 искусственных сооружений. Кроме того, на всем пути дорожного строительства подрядчикам придется противостоять оползням, которые могут достигать до 10 км в длину.
«Учитывая предварительную стоимость, а это 309 млрд руб., и протяженность участка (104 км), средняя цена 1 км составляет порядка 2,8 млрд руб. Поэтому с учетом уже имеющегося негативного опыта оползневых процессов при строительстве первого участка автотрассы (с 18 по 40 км) мы предложили правительству Российской Федерации и губернатору Приморского края [Олегу Кожемяко] рассмотреть вопрос о реконструкции действующей трассы Артем – Находка – порт Восточный взамен нового строительства», – сообщил аудитор Валерий Богомолов, которого цитирует пресс-служба.
В качестве дополнительных аргументов для отказа от строительства второго участка Счетная палата привела длительный поиск инвесторов (свыше двух лет) и несущественное влияние новой автотрассы на транзит грузов по территории России.
Так, по данным аудитора, фактически 100% поставок угля, леса и других грузов в терминалы портов Находка и Восточный осуществляются железнодорожным и морским транспортом, а сырой нефти – по трубопроводу. Экспорт сырья, а также импорт товаров из соседних стран проходит преимущественно морским путем. Автомобильный транспорт для ввоза и вывоза грузов используют только восемь компаний, имеющих малый грузооборот в течение года.
Что касается строительства первого участка дороги, то здесь Счетная палата отметила положительную динамику с момента предыдущей проверки: за 10 месяцев 2021 г. отставание от графика сократилось более чем в два раза, с 14,5% до 6,4%.
«Тем не менее, как и прогнозировала СП, объект не был сдан в установленные сроки (первоначальный – декабрь 2020 г., после переноса – декабрь 2021 г.). На 1 ноября 2021 г. по разным работам отставание составляло от 1 до 14 месяцев. Во многом это стало следствием вышеупомянутых оползней, из-за которых пришлось приостановить работы и вносить изменения в проектную документацию», – сообщила пресс-служба, уточнив, что это также сказалось на стоимости строительства, которая, по предварительным оценкам, выросла на 69%.
Исходя из нормативных сроков выполнения работ после прохождения госэкспертизы, завершение строительства ожидается не ранее 2023 г. Уточняется, что власти региона и Росавтодор в целом поддержали предложение. Вопрос возможной реконструкции существующей дороги будет вынесен на рассмотрение научно-технического совета Росавтодора.
Напомним, губернатор Приморья Олег Кожемяко ранее попросил президента Владимира Путина включить в федеральную программу «Развитие транспортной системы» финансирование автодороги на десятилетний период. Автотрасса Владивосток – Находка – порт Восточный является частью международного транспортного коридора «Приморье-1». По расчетам правительства края, интенсивность движения на дороге Владивосток – Находка – Порт Восточный к 2033 г. может составить 30 тыс. автомобилей в сутки. Дорога пройдет в обход нескольких населенных пунктов, что снизит транспортную нагрузку и будет приносить в доход федерального бюджета миллиарды рублей за счет обеспечения потоков транзитных, причем речь идет не только о перевозке грузов.
Предполагалось, что последний участок дороги протяженностью 104,5 км построят до 2030 г. с разбивкой в три этапа на участке км 43+474 – км 146+197. Федеральным дорожным агентством были уже направлены предложения для формирования федерального закона о федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. о выделении дополнительных бюджетных ассигнований Приморью. Ожидалось, что здесь будет построено 100 искусственных сооружений общей протяженностью более 20 км с учетом двух тоннелей и восьми транспортных развязок.