Переориентация экспорта продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) на азиатский рынок потребует субсидирования части логистических затрат и расширения портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке. Такие выводы содержатся в перечне предложений развития ЛПК в условиях санкций, который подготовили бизнес-объединения и направили их вице-премьеру Виктории Абрамченко.
В частности, бизнес-объединения просят обеспечить перевозки лесопродукции приоритетным доступом к инфраструктуре Восточного полигона и наличие согласованных между OAO «РЖД» и железной дорогой KHP целевых планов по отгрузке лесопродукции, а также предусмотреть дополнительные контейнерные мощности, в том числе с привлечением китайских перевозчиков.
«В случае наложения эмбарго на морские перевозки грузов российскими судами сохранить текущий объем морских перевозок возможно с использованием судов под флагом третьих стран», – отмечается в письме. Предлагается также рассмотреть варианты доставки по Севморпути.
Отдельное внимание уделяется проблеме экспорта пеллет, ранее почти полностью ориентированного на европейские страны. «Уход с рынка перевозок контейнерных компаний создает угрозу разрыва логистической цепи при условии текущей занятости лесной логистики контейнерным типом перевозок на уровне 80% от общего объема транспортировки», – отмечают представители бизнес-объединений.
При этом изменение логистики топливных гранул в случае переориентации сбыта на страны азиатского региона (Япония, Южная Корея) «невозможно в связи с высокой стоимостью перевозки».
В письме приводится пример, когда в порту Владивостока стоимость реализации пеллет составляет $132/тонна, при этом себестоимость – $148/тонна с учетом $90, приходящихся на транспортировку. Бизнес просит просубсидировать стоимость транспортировки пеллет в порт Владивостока до уровня $70.
Также, по мнению бизнес-объединений, требуется создать портовую инфраструктуру в морских портах Дальневосточного региона, способную обеспечить формирование и отгрузку партий пеллет объемом от 10 тыс. до 30 тыс. тонн, так как «специфика рынка Японии и Южной Кореи предполагает отгрузку пеллет сухогрузными партиями» такого объема.