2022-04-19T12:07:09+10:00 2022-04-19T12:07:09+10:00

«Вы помните свой первый доллар?»

фото KONKURENT |  «Вы помните свой первый доллар?»
фото KONKURENT

Трудно точно сказать, как это началось. Может быть, в 1990-е, когда запомнить меняющиеся ежечасно цены в рублях удавалось, только мысленно переводя их в доллары. А быть может, еще в 1970–1980-х годах, когда обладание инвалютой (или чаще чеками) давало шанс приобщиться к зарубежному товарному изобилию. Кто-то использовал тот шанс в загранкомандировках, кто-то – в магазинах «Березка». Для большинства же и то и другое было почти сказкой, хотя, вопреки позднейшим легендам, даже в «Березках» случался дефицит некоторых товаров. В любом случае символом той сказки был доллар.

И уже не меньше трех десятилетий американская валюта для многих россиян – это символ чего-то стабильного, надежного и одновременно доходного. Иной раз бывало, что инфляция долго снижалась, а курс рубля демонстрировал завидную стабильность, – тогда казалось, что наша вера в доллар заколебалась. Но внезапное ослабление национальной валюты вновь эту веру укрепляло. Но теперь долларов больше в стране становиться не будет – спасибо санкциям.

Тем не менее хранить сбережения в долларах многим кажется разумной, безопасной и даже глубоко консервативной идеей. Поэтому деловой еженедельник «Конкурент» спросил своих читателей, помнят ли они свою первую американскую банкноту.

Роман Петров, предприниматель: «Свои первые 100 долларов я купил, будучи еще курсантом военного училища. На протяжении всего обучения с каждой стипендии я покупал доллары и скрупулезно их откладывал – у меня была мечта: купить свой собственный крутой автомобиль. Шел к своей цели несколько лет – продал старенький родительский «Жигуль» и пополнил копилку значительной суммой в долларах. На выпуске из училища все деньги, что нам выплатили, тоже добавил в накопленную сумму, и вот – мечта сбылась. Помню свое счастье – покупка первой машины. Выпускник военного училища приобрел свою собственную «Тойоту». И представьте градус страдания, который я испытал, когда через три дня мою новенькую, выстраданную «девочку» угнали… Как говорится, первый валютный «инвестиционный блин» вышел «комом».

Дмитрий Абросимов, эксперт по госзакупкам: «Моей первой иностранной валютой стала купюра в два доллара. Мне и сестре подарил по двухдолларовой банкноте мой дядя, приехавший к нам в гости. Точно не скажу, но ориентировочно это было, скорее всего, в начале 90-х. Тогда в России такие купюры встречались очень редко, поэтому за ними закрепился миф о том, что это счастливая купюра; мол, если носить в бумажнике банкноту в два доллара, то деньги никогда не переведутся. На самом деле это всего лишь миф, но купюру я храню до сих пор».

Анастасия Николенко, кандидат политических наук, владелица небольшого издательства: «Мой первый доллар мне подарили, когда мне было 10 лет. Такая своеобразная закладка в книжку. Хорошо помню и разменные пункты, в которые мы заглядывали с родителями, и тетушек-разменщиц, некоторых узнаю в лицо по городу до сих пор. Помню мошенников, которые обманывали людей, стояли на выходе из банка под видом разменщиков и продавали 100 фальшивых долларов на 1 оригинальный. В то время всегда появлялся лжеохранник или псевдомилиционер, отвлекая человека, а мошенники исчезали.

Как основа Бретон-Вудской системы эта валюта была актуальна, но проблемы начались, согласно научной литературе, уже в середине 70-х. Абсолютная вера в доллар держалась на иллюзиях и доверии, нынешнее время эти иллюзии развеет подобно ветру. Туман спадает. Монополия чего бы то ни было несет оттенок тотального контроля и неудобств, поэтому альтернатива в любом случае должна быть. Юань это будет или нечто другое – покажет время».

Дмитрий Полозов, политолог, заместитель Центра социальных инноваций «Черный куб»: «Свои первые 200 «баксов» хорошо помню – это был подарок от деда, который в 90-х сходил в свой последний рейс на корабле. Он мне сказал – потратишь, когда «приспичит», не держи их. По сути, я так и сделал: когда не было денег вообще, я их в итоге поменял.

Ценность любой валюты в мире держится на двух вещах: на доверии инвесторов и необходимости в них. После 24 февраля доверие у зарубежных инвесторов к нам упало (хотя и прежде оно не было столь велико). Ну а потребность в рублях за границей не испытывали никогда, и, вероятно, в этом виноваты мы сами.

Поэтому сейчас я расцениваю шаги по переходу на продажу экспортных товаров, прежде всего газа, а в перспективе и других природных ресурсов, как возвращение ценности рубля в мире. И это правильно! Нужно увеличивать спрос в российской валюте за рубежом – меньше будет возможности в будущем у разных стран подорвать наш экономический потенциал».

Василий Клюкин, маркетинг-партнер компании Mobius: «Ранней осенью далекого 1998 г. я учился на 4-м курсе ДВГТУ на специальности «Телерадиосвязь» / ФРЭП. Уже тогда я работал ведущим на одной радиостанции, в то время оба моих родителя уже перебрались в ближнее Подмосковье, оставив мне практически пустую «двушку» в районе фабрики «Заря». Помню, денег было дюже мало, студия находилась полностью на самообеспечении – писали ролики для птицефабрики, размещали их в эфире, получали в обмен куриные окорочка и тем кормились. Однажды нашу частоту поймал в Японии один радиолюбитель, каким-то образом выяснил адрес и прислал за месяц нам в студию три письма, вложив в каждое по доллару на обратный ответ. Когда настало, как принято говорить, кризисное время – полный денежный коллапс, из которого не было видно просвета, – эти три доллара буквально спасли: я купил на них пачку «Доширака», полбулки хлеба, упаковку сосисок и пачку сигарет. Спасибо, что в Японии в то время были еще радиолюбители».

Ирина Первак, управляющая сети концептуальных детских магазинов: «Свой самый «первый доллар» я не помню, так как, когда я стала работать, доллар в России уже не имел такого значения, как в 90-е. Это тогда он был «гарантом» сбережений и расчетов. Но после того как Владимир Путин пришел к власти, с каждым годом в России стала укрепляться национальная валюта, экономика, стабильность. Поэтому когда я получала свою зарплату, то не измеряла ее в долларах и не хранила в них.

Многие мои знакомые зарабатывали в долларах, поэтому и сбережения хранили в них. Но специально никто доллары не копил. Те, кто хотел не просто складывать деньги, а беречь их от инфляции, вкладывали деньги в бизнес или в недвижимость, но не в доллары. Доллары покупали те, кто часто путешествовал по заграницам. Если честно, зачем нужен доллар импортерам и людям, которые что-то покупают в американской валюте, мне понятно. А вот зачем доллар простому населению России – не понимаю».

Ирина Петрова, хозяйка базы отдыха «Шато Красный кот»: «Когда мне было лет 16, мои родители вручили мне ваучеры и предложили «делать с ними что угодно». Недолго думая, купила на них свои первые 100 долларов, но подержала в руках меньше суток. На следующий же день, гуляя по Владивостоку, купила себе модную шапочку, шарфик, еще что-то из одежды. Восторгу не было предела. Ведь то была не только моя первая валюта, но и первая в жизни самостоятельная сделка купли-продажи».

Анастасия Шаклеина, дизайнер одежды, владелица ООО «Shaklein-бренд»: «Первый доллар мне подарила мама. Точно не помню, шел 91-й или 93-й год, тогда только-только вошла в моду «джинса». Подарила просто так, в качестве «карманной денюжки». В восьмом классе мы с подружкой разорвали эту купюру напополам и носили половинки с собой. Была такая «фишка» у молодежи – в любой момент спрашиваешь, мол, «где моя вторая половинка?», и если та демонстрирует кусочек доллара – «мир дружба жвачка», если нет – «ты мне больше не подружка, ты мне больше не дружок». Потом, пройдя дефолт 98 г., я старалась деньги в долларах не держать. Обращалась в обменники только тогда, когда за границу уезжала. Я, наверное, тот странный человек, для которого доллар никогда не был авторитетом. Как с легкостью разорвала свой «первый», так и на протяжении жизни относилась к нему равнодушно. Укреплять отечественный рубль нужно, а не возводить в культ американскую валюту».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ