Центробанк в очередной раз пытается сделать эффективной законодательную базу, защищающую банковских клиентов от мошенничества. Регулятор разработал поправки, согласно которым банки должны в течение 30 дней возвращать потерпевшим украденные средства.
При установлении факта денежного перевода без согласия клиента банк должен будет вернуть ему деньги в течение 30 дней после получения соответствующего заявления, говорится в поправках в 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
По нынешней версии законопроекта предполагается, что банк вернет обманутому клиенту деньги в следующих случаях.
– если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода и если он был совершен без согласия клиента;
– если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этих фактах.
Обязательную для возврата сумму денежных средств поправки не устанавливают. Также сначала ЦБ предлагал установить срок возврата 2–3 дня, но банки возразили, что за это время невозможно проверить, действительно ли перевод мошеннический или клиент пытается обмануть банк. Поэтому кредитным организациям на разбирательство отвели 30 дней.
По данным регулятора, за 2021 г. мошенники украли у россиян путем денежных переводов 13,5 млрд руб. При этом банки вернули всего лишь 920,5 млн руб., менее 7%. Ранее начальник УМВД по Приморскому краю Олег Стефанков отмечал, что после 24 февраля 2022 г. в регионе количество дистанционных мошенничеств снизилось практически до нуля. «Что говорит о том, что основные источники этих преступлений находились за пределами Российской Федерации», – констатировал Стефанков.